Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Публицистика / Документальная и биографическая литература, Биографии, мемуары; очерки, интервью о жизни и творчестве
© Асель Оторбаева, 2002
© «Вечерний Бишкек», 2002
Произведение публикуется с письменного разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 27 февраля 2009 года

Асель ОТОРБАЕВА

Звезда удачи сына батрака

О жизни и судьбе удивительного человека Туленды Курманалиева, долгие годы возглавлявшего одно из самых засекреченных предприятий Советского Союза – Особое конструкторское бюро Института космических исследований (ОКБ ИКИ). Впервые опубликовано в газете «Вечерний Бишкек» от 2 июня 2002 года

 

...Судьба подарила Туленды Курманалиеву столько ярких событий, впечатлений, что могло хватить на несколько жизней. Сейчас он, в недалеком прошлом крупный руководитель одного из самых засекреченных объектов советской оборонки, соглашается с тем, что, помимо вложенных усилий и труда, ему чаще, нежели другим, улыбались счастливый случай и удача...

Калыча-апа огрела камчой Иманбета, приговаривая: "Не будешь врать!". И только когда сельчане потянулись к ее дому с поздравлениями, она поняла: ее сын — батрак, обслуживающий семьи иссык-кульских купцов Погребнякова и Каримова, отныне уважаемый в народе начальник. Этого нищего дехканина люди избрали председателем исполнительного комитета в своем кантоне. На дворе был 1928 год.

Плакала Калыча-апа, не в силах справиться с эмоциями. Соседки вздыхали: мол, расчувствовалась от счастья. И только Иманбет знал, что мать оплакивает троих его братьев и сестер, которых семья вынуждена была из-за вечной нищеты продать в рабство...

Туленды родился, когда Иманбет Курманалиев уже дослужился до секретаря райкома. А когда в 1938 году Туленды, старшему из детей, исполнилось всего пять лет, отца увез черный "воронок" — враг народа. К счастью, мясорубка репрессий миновала Курманалиевых — отца выпустили из тюрьмы через 8 месяцев. Иманбет Курманалиев — последний, кто видел в живых Торекула Айтматова, отца народного писателя. Они сидели в одной камере...

Единственный сын Туленды (остальные девочки) после школы уехал в Москву и там закончил Институт цветных металлов и золота имени Калинина,

Годы учебы он помнит особенно, потому что ему, юнцу из далекой провинции, удалось пообщаться с легендами советской истории... Курсе на третьем Туленды взялся подрабатывать в институтской лаборатории. И когда однажды открылись двери, Курманалиев остолбенел. Перед ним стоял трижды Герой Социалистического Труда, создатель первого в Европе ядерного реактора и первой атомной бомбы Игорь Васильевич Курчатов. Физик с мировым именем.

После вуза Туленды работал на рудниках, в шахтах. Защитил диссертацию, послужил в партструктурах. А потом его направили, как тогда говорили, на ответственный участок — в Особое конструкторское бюро Института космических исследований. Он, правда, пытался отказаться, но в ЦК ему коротко напомнили: "У вас партбилет в кармане...".

Туленды Иманбетович проработал директором ОКБИКИ 16 лет — без единой проверяющей комиссии, чем страшно гордится.

А друзья дома еще очень долго не подозревали, где и кем работает их знакомый. Для многих он был просто инженером. В этом качестве выезжал за рубеж.

Как-то в Берлине профессор директор Института радиоэлектроники Ганс Фишер в шутку сказал командированному из Кыргызстана коллеге: "Да что ты всего боишься, у нас на тебя целое досье есть. Получили из Англии". Согласно действующим инструкциям, гражданин Страны Советов тотчас доложил об этом инциденте гэбэшникам. Те за голову: "Как так?! Мы ж тебя законспирировали..." Потом долго уговаривали Курманалиева не докладывать куда следует…

Или еще история. В Варне (Болгария) на международном конгрессе по планетам Туленды Иманбетовича пытались завербовать американские спецслужбы. Да зря старались.

Особое конструкторское бюро действительно было особым. Именно наши кыргызстанцы под руководством Курманалиева разработали и создали приборы, которые отправлялись в космос и успешно там функционировали. Спецзаказы сыпались один за другим. И технику, рожденную конструкторами и учеными из Фрунзе, иначе как уникальной не назовешь. К примеру, прибор для измерения венеротрясений, запущенный с межпланетной станцией на одноименную планету, весил всего 4 килограмма. Вы оцените ювелирную работу ОКБИКИ, когда узнаете, что аналогичное оборудование, установленное на ближайшей сейсмостанции, весит не менее полутонны. Впрочем, всех достижений не перечислить, Наши приборы были и на Луне, и на Марсе, и на Венере, и даже на хвосте кометы Галлея. Кыргызстанцы "укротили" магний, который, как известно, при определенной температуре имеет свойство возгораться. А в их руках он подвергался сварке...

Родина оценила вклад Т.Курманалиева в развитие космических научных исследований по заслугам — он награжден двумя орденами и многими медалями.

Но, конечно, были и казусы, и досадные промахи, Влетало, естественно, по полной программе, с вызовами "на ковер" не куда-нибудь, а в Кремль.

Вот такой случай. Из Москвы передали: нужен аппарат для той самой планеты Венера со строгим ресурсом работы в 48 минут. Наши специалисты превзошли самих себя, чем заслуженно гордились. Станция слежения в Симферополе, пульт управления в столице Союза контролировали работу. Вот переполох-то был, когда запланированные 48 минут прошли. А аппарат работает! Так и отпахал 1 час 10 минут. Курманалиеву тогда за "самостоятельность" влетело — ой как! — в самой Первопрестольной.

В Бишкеке его тоже журили. В 1977 году сотрудники ОКБИКИ решили порадовать горожан к празднику 1 Мая, Над Старой площадью взлетела стилизованная пятнадцатиметровая ракета, наполненная гелием, с прикрепленным к ней транспарантом: "Слава КПСС!". Так и висела какое-то время, бросаясь в глаза. А позже, согласно расчетам, ракета полетела в сторону Токмака, где в аккурат расположился военный аэродром, понятно, с радарами и прочей засекающей техникой. В общем, пальбы было в Токмаке — жуть, даже истребители в воздух подняли. Тогда председатель КГБ Киргизии дал прикурить Курманалиеву. До сих пор вспоминает.

Сейчас Туленды Курманалиев на пенсии, но продолжает работать в Институте автоматики НАН республики. Времени свободного побольше, и 67-летний аксакал посвящает его своим хобби. Мастерит, к примеру, скульптуры из дерева. Их в пансионатах на Иссык-Куле предостаточно. Да, вот приходит на территорию и творит. Потом директору скромно сообщает: "Дарю".

Еще увлекся ювелирным делом — делает из серебра симпатичные безделушки. Пишет прозу. И все собирается написать книгу воспоминаний. О дружбе с космонавтами Г.Гречко, А.Серебряковым и Н.Рукавишниковым, о встречах с Р.Сагдеевым и Ю.Александровым, Г.Жуковым и президентами разных стран.


© Асель Оторбаева, 2002
© «Вечерний Бишкек», 2002

 


Количество просмотров: 2913