Главная / Искусствоведческие работы, Музыка, оперное искусство, балет / Документальная и биографическая литература, Биографии, мемуары; очерки, интервью о жизни и творчестве
Произведение публикуется с разрешения семьи И.А.Кузнецовой
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 2 марта 2009 года
Об Ирине Кузнецовой и ее трудах
Статья профессора Московской консерватории, заслуженного деятель искусств России о выдающемся искусствоведе Кыргызстана — Ирине Кузнецовой, безвременно ушедшей из жизни
Сборник статей, который вы держите в руках, принадлежит перу Ирины Кузнецовой. Она была человеком необычной судьбы — счастливой совокупностью человеческой и музыкантской одаренности и трагической в своей ранней завершенности (1962-1993). Представить себе ее столь ранний уход было абсолютно невозможно: столько было в ней жизни, энергии, разнообразных интересов и устремлений. В моем классе она появилась осенью 1989 года и сразу привлекла серьезностью намерений, нешаблонностью диссертационной темы и явной литературной одаренностью. Подкупало в Ирочке и человеческое обаяние, а также непохожесть на других: она была очень женственна, иногда казалась незащищенной, вместе с тем всегда оказывалась самостоятельной, твердой в своих позициях. И еще запомнилась ее внешность. Она была наделена красиво посаженной очаровательной головкой, осененной гривой роскошных вьющихся, чуть рыжеватых волос. Но главное — это огромные Ирочкины глаза: в них светились ум, одаренность, воля и, одновременно, кокетство. Последнее было особенно привлекательным своей ненавязчивостью и благородством.
Ирочку любили. Педагоги, соученики по классу аспирантуры в Московской консерватории, коллеги по работе. Исполнительная, неизменно доброжелательная, да и просто по-человечески отзывчивая и душевно щедрая, она не могла не притягивать к себе людей разных возрастов и профессий. И кто мог думать, что это, непоправимое, случится именно с ней и произойдет столь трагически преждевременно!
А начиналось все как у многих одаренных людей, призванных к культуре с детства. И. Кузнецова родилась 20 января 1962 года во Фрунзе. Родители Ирины — музыканты-профессионалы. Отец — известный в республике музыковед, мать — пианистка-педагог. В шесть лет Ира поступила учиться в общеобразовательную школу и десять лет спустя окончила ее почти со всеми отличными оценками. Далее — теоретическое отделение музыкального училища (1976-1981), учебу на котором она начала еще занимаясь в школе; попытка, правда неудачная, поступления на отделение романской филологии Московского университета.
В 16 лет Ирина начала свою трудовую деятельность: вела уроки сольфеджио в детской музыкальной школе и параллельно училась. На подобную трудовую и учебную «полифонию» ее толкнула тяга к материальной независимости, к чему она всегда стремилась. Институт искусств (ныне получивший статус консерватории) окончила в 1986 году с отличием. Почти все время Ирина получала повышенную стипендию, неизменно принимала участие в различных студенческих конференциях и олимпиадах, а на Всесоюзной олимпиаде по искусству «Студент и научно-технический прогресс», проходившей в 1986 году в Ленинграде, завоевала одно из призовых мест.
По окончании института И. Кузнецова была оставлена в нем и в течение ряда лет работала преподавателем теоретических дисциплин (гармония, сольфеджио, анализ). К занятиям она готовилась весьма добросовестно, а вела их нестандартно и интересно, чем снискала заслуженное уважение студентов.
Свою журналистскую деятельность Ирина начала с первого курса института. Она выступала со статьями на музыкальные темы на страницах ведущих республиканских газет, готовила теле— и радиопередачи. Тематика публикаций И. Кузнецовой была многообразной (всего музыковед написала около 90 статей). И это практически за десять лет. Согласитесь, цифра весьма внушительная даже для опытного музыковеда, но ведь Ира была еще дебютантом, а, вместе с тем, налицо энергичное и стремительное развитие. Не сомневаюсь — это уже знак таланта.
Молодого автора интересовали проблемы музыкального образования и композиторского творчества, вопросы пропаганды классического наследия и исполнительства, музыка для молодежи. Среди крупных публикаций музыковеда, вызвавших в свое время большой интерес в республике, можно назвать цикл статей о Большом театре, который гастролировал в Киргизии летом 1986 года, рецензии и интервью, посвященные творчеству видных деятелей культуры Кыргызстана (К. Молдобасанов, С. Токтахунова, А. Токомбаева, Ж. Малдыбаева, Д. Салиева), проблемная статья «На гребне роковой волны» и многие другие.
Кроме журналистики, Ирина рано проявила интерес и к научной работе. Возможно, стимулом к этому послужила любовь к чтению, возникшая еще в детстве, и вдумчивое, критическое отношение к прочитанному. Еще в студенческие годы ее курсовые работы заслуживали высоких оценок преподавателей. Назовем лишь некоторые, интересовавшие ее темы: драматургия кыргызской одночастной фортепианной сонаты, вопросы ладотональной организации пьес М. Равеля, трагическое в творчестве Г. Малера и Д. Шостаковича, музыкальный театр Киргизии...
Научную работу Ирина вела во время преподавания в институте искусств. В частности, она написала реферат, который был успешно защищен и использован затем при поступлении в аспирантуру. В разработке научных тем Ирине помогало знание иностранных языков. Она неплохо владела английским и итальянским языками, причем последний выучила практически самостоятельно.
Осенью 1989 года И. Кузнецова была направлена на учебу в аспирантуру Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Темой диссертационной работы Ирина избрала творчество Чингиза Айтматова и его воздействие на музыкальную культуру региона (Поэтика Чингиза Айтматова и музыкальный театр Киргизии 1960-80-х годов). Сама тема «литература и музыка» во многом была новой для музыкознания Средней Азии. О том, как много интересного было наработано Ирой, позволяет судить читателю содержание двух ее статей, опубликованных в научных сборниках кафедры истории отечественной музыкальной культуры Московской консерватории. Ирине удалось сформулировать многие «механизмы» анализа прозы Айтматова. Однако диссертационной рукописи не суждено было стать оконченной. В сборнике воспроизведен фрагмент, фиксирующий все то, что успела сформулировать и литературно отшлифовать И. Кузнецова. Фрагмент кончается там, где Ирочкой была поставлена точка, но ни она, ни я тогда не догадывались, что эта точка может оказаться последней...
Ирина Кузнецова была исключительно доброй, отзывчивой, незлопамятной, никому не завидовала и, вообще, считала зависть чувством, недостойным человека. Она была очень обязательной, честной, принципиальной, во всем полагалась на себя и свои силы. Только силы эти трагически таяли... За свою короткую жизнь она успела очень много, и пусть этот сборник будет напоминать о светлом облике Ирины Кузнецовой.
Елена Долинская,
доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории,
заслуженный деятель искусств России
Москва, 5 января 1994 года
См. также книгу И.А.Кузнецовой "Музыка и слово"
См. также английский вариант статьи Е.Б.Долинской
Фото Ирины Кузнецовой
Количество просмотров: 3587 |