Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Публицистика / Философские работы / Научные публикации, Культурология, социология
© Койчуев Т.К., 2005. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 8 сентября 2009 года

Турар Койчуевич КОЙЧУЕВ

Какая нация может считаться цивилизованной?

Статья известного экономиста, академика Т.К.Койчуева впервые была опубликована в журнале "Проблемы современной экономики // Евразийский международный научно-аналитический журнал", СПБ, № 1/2 за 2005 год.

Статья также включена в книгу и воспроизводится по книге: Койчуев Т. Избранные сочинения в 3 томах. – Том 3. Экономика Кыргызстана на переломном этапе. – Б.: ЦЭС при ПКР, ОО «Экономисты за реформу», 2007. – 301 с.

УДК 338
    ББК 65.9(2Ки)
    К 59
    ISBN 978-9967-417-54-0
    К 0605010411-07

 

Самобытность народа в контексте развития цивилизаций

При оценке степени развитости, значимости той или иной цивилизации важно верно определить критерии оценки. Следует выделить пять важнейших возможных достижений, по которым можно судить о позитивном влиянии развития той или иной цивилизации на общемировое развитие.

Первое. В какой мере общечеловеческие ценности признаются, ставятся превыше всего: защищаются ли права человека, обеспечена ли безопасность его жизни и имущества, оказывается ли реальное содействие развитию личности и достижению ее дееспособности?

Второе. В какой мере народы — носители той или иной человеческой цивилизации достигли прогресса в общественной, культурной, научной, экономической, социальной областях?

Третье. Претерпела ли та или иная конкретная цивилизация какие-то эволюционные позитивные изменения?

Четвертое. Существует ли обнадеживающая тенденция к сближению разных цивилизаций?

Пятое. Что будет поступать от данной цивилизации в «сокровищницу» мировой цивилизации?

Разные цивилизации прошли свои пути развития. Длительность пути у каждой своя. Одна цивилизация про¬шла более продуктивный путь, оказалась в более благоприятных условиях, чем другая. Соответственно уровень их развития тоже не одинаков. Это обусловливает диало¬ги и сотрудничество. В то же время сами различия в восприятиях и стандартах «локальной» жизни как бы противятся восприятию иного мира, вызывая конфликты.

Чтобы «увидеть» эти сближающие и отталкивающие начала, нужно определить условия и факторы, формирующие цивилизацию.

Природно-климатические условия жизни влияют на особенности бытового уклада, могут «соседствовать» несколько изолированно и независимо либо, наоборот, сближать народы. Но влияние таких условий на цивилизационный процесс имеет локальный характер и не сталкивает разные цивилизации, расположенные в разных частях света.

Материальная база, вначале представленная средствами труда, обусловленными местным уровнем и местными требованиями производства, развивается по мере развития экономики, применения достижений науки и техники, новых технологий, повышения образовательного и профессионального уровня работников. С расширением и углублением внешних связей развивается экономический обмен между народами и государствами, экономика снимает барьеры между цивилизациями, сближает и их. Методы и формы организации производства и управления становятся общепризнанными, а не специфичными. Свободная, открытая рыночная, социально ориентированная экономика не признает конфликтов цивилизаций, стимулирует их диалог и сотрудничество.

Вместе с тем национальная культура, искусство, язык, литература, менталитет, традиции, исторический опыт жизни определяют самобытность каждого этноса, его культурные, духовные, морально-нравственные ценности. Они становятся внутренними элементами, определяющими движение цивилизационного процесса и своеобразие конкретной цивилизации, делая народы либо более открытыми, либо более замкнутыми, более эмоциональными, либо более сдержанными и т.д. Однако в них нет «заданного желания» противопоставлять свою культуру другим культурам. Наоборот, есть интерес друг к другу. Разноцветье культур делает мир более красочным, интересным, сближает цивилизации. Вообще культура определяет не столько самобытность цивилизации, сколько самобытность народа. Уровень культуры влияет на уровень развития цивилизации и, в свою очередь, зависит от уровня развития цивилизации.

На судьбах отдельных народов отразилось влияние нескольких цивилизаций. Отдельные народы порабощали другие народы, навязывая чуждые им цивилизационные ценности.

В цивилизационном процессе заметную роль играет и религия. Подчас сильную. Есть в ней нравственно-моральные истины, имеющие непреходящую общечеловеческую ценность и сближающие цивилизации. Но есть и архаичные, консервативные, реакционные представления, не сближающие, а противопоставляющие цивилизации. Необходимо умно и тактично освобождаться от таких консервативных сторон религии. Общечеловеческая и конкретные цивилизации должны представлять собой две стороны одной медали — мно¬гокрасочную, многогранную целостность, провозглашающую одни и те же ценности и идущую к ним.

Самобытность конкретной цивилизации заключена в самобытности народа — его языка, культуры, этнического сознания, психологии, искусства, традиций, обычаев и обрядов, которые в совокупности определяют стереотипы в мотивах действий и во взглядах на мир, поведение и поступки.

Когда на одной территории живут представители различных этносов, принадлежащие к различным цивилизациям, религиям, баланс между общечеловеческим и особым этническим может быть найден, если они взаимодействуют. В связи с этим может ли какой-нибудь народ потерять свою самобытность? Может, если численность его сокращается, если он разбросан по разным территориям мира, в более многочисленном этносе растворяется и теряется национальная культура, язык, традиции, обычаи и т.д. Поэтому для отдельных народов сохранение и увеличение своей численности — вопрос самосохранения, сохранения своей самобытности.

При сравнении цивилизованности наций, стран, народов должен быть выбран некий общий критерий определения такой ее степени в современном мире, найден общепризнанный стандарт, по которому можно производить оценку цивилизованности с учетом важнейших ее компонентов.

Развитие материальной культуры, безусловно, является одной из фундаментальных ее характеристик. Уровень экономического развития, научно-технический и технологический потенциал, новизна и качество орудий труда всегда будут отражать и уровень цивилизованности. Высокую материальную культуру может создать только образованная, постигшая глубины науки и техники нация.

Но может ли нация считать себя цивилизованной, если, создав замечательную материальную культуру, она отстала в гуманитарном развитии, в выборе справедливого, гуманного общественного миропорядка, если нет гражданского согласия, если общество раздирается социальными, этническими, экономическими, политическими противоречиями?

Мир сейчас неделим как никогда. Судьба одного народа зависит от отношения к нему всего мира и, вместе с тем, отражается на судьбе всего мира. Изменения в мире не могут не затронуть судьбы даже малых народов. Взаимосвязи становятся всепроникающими. Нация при самоизоляции не может развиваться по прогрессивному пути. Поэтому взаимосвязи народа, нации и остального мира — важная характеристика цивилизованности.

Далее, нация не может считаться цивилизованной, если не обеспечивает жизнь в гармонии с окружающей средой, с природой. Если разрушается окружающая среда, истребляется животный и растительный мир, оголяются горы и долины, исчезают леса, идет процесс опустынивания, о какой цивилизованной нации и цивилизованном государстве может идти речь...

Может ли считаться цивилизованной нация, если представляющее ее государство осуществляет политику с позиции силы, навязывает свою волю другим, сеет смерть, развязывая войну, захватывает чужие территории, уничтожает избранное другим народом государственное устройство и устанавливает свои правила? Нация, одобряющая такую политику и поддерживающая проводящую ее государственную власть, не может считаться истинно цивилизованной.

Если образ жизни, поступки, поведение народа в целом соответствуют общепризнанному стандарту цивилизованности, то такой народ, такая нация, такое государство могут считаться истинно цивилизованными.

Таких народов и государств не так уж много, но они есть.

 

Существует ли тюркский путь цивилизации?

Цивилизация предполагает определенный уровень развития общественного разделения труда, технических средств, технологических способов производства, образования, духовности, нравственности и морали. И если с этих позиций подходить к цивилизации, то объективно человеческую историю необходимо делить на определенные временные отрезки или выделять различные цивилизации.

В связи с этим возникает и вопрос, правомерно ли как самостоятельный феномен выделять общетюркскую цивилизацию (или цивилизацию тюркских народов)? Если да, то какие этапы она прошла и смогла ли сыграть заметную роль в развитии общечеловеческой цивилизации?

Тюркские народы ведут свою историю от кочевых племен, которые на одних, свободных или более или менее свободных, территориях стали доминирующим по численности населением, а на других — растворились среди местного населения.

Постепенно формировалась этническая общность более высокого порядка, у них появилось развитое материальное производство, торговля, своя система образования, культура, религия. Но многие тюркские племена потеряли связь между собой, и единый тюркский народ и государство не появились. Появилось много тюркских народов. Тюркское происхождение имеют: в Восточной Сибири — якуты, на Алтае — алтайские народности, в Поволжье — татары, башкиры, на Северном Кавказе — карачаи, балкары, калмыки, ногайцы и дру¬гие, в Закавказье — азербайджанцы, в Крыму — крымские татары, в Молдавии — гогаузы, в Китае — уйгуры, казахи, кыргызы, в Центральной Азии — кыргызы, казахи, узбеки, туркмены, уйгуры.

Цивилизация тюркских народов по существу начала зарождаться с момента превращения тюркских племен в определенные народности, народы, создавшие и свои собственные государства. Вместе с тем по бытовому укладу жизни, языку, национальной культуре они сохранили свою общность с теми тюркскими народами, которые «растворились» в других народах, приобщившись к их цивилизации. В Центральной Азии создавались и разрушались великие тюркские государства (караханидов) и даже империи (Тамерлана). Созданы были и отчасти сохранились великолепные архитектурные памятники материальной культуры, сохранились достижения науки, литературы, культуры, устного народного творчества. Но завоеватели устанавливали иные правила движения по пути цивилизации.

Заметный самостоятельный государственный путь в борьбе и испытаниях прошла Турция, ставшая наиболее развитым в экономическом отношении тюркским государством, — путь, соединивший восточный тюркский менталитет с европейской цивилизацией. Его влияние на азербайджанцев и крымских татар было особенно заметным до их присоединения к России. С образованием СССР оно сильно упало. И лишь после распада СССР, приобретения независимости Азербайджаном и возвращения крымских татар на родину стало возрождаться их «тюркское братство».

Тем или иным путем тюркские народы прошли пути цивилизации. И сегодня происходит процесс узнавания братьев, процесс сближения на основе генетически присущего всем тюркским народам стремления сохранить, укрепить, возвысить тюркскую этническую общность с общими основами языка, с близкими народной культурой, традициями и обычаями, особенностями нравственности и морали, связанными с приверженностью к мусульманской религии. Толерантность и восприимчивость к новому позволяют им определить свое достойное место в мире. При этом экономика, прежде всего экономика, является материальной основой достижения этой цели, в связи с чем экономическое сотрудничество между тюркскими государствами приобретает исключительное не только политическое, социально-экономическое, но и цивилизационное значение.

 

Экономический ренессанс Кыргызстана

Переход на оседлый образ жизни, к многоотраслевому сельскому хозяйству, приобщение к промышленному труду для кыргызского народа в 30-е гг. XX в. стало заметным этапом в его истории, хотя экономика Кыргызстана оставалась не только аграрной, но и слаборазвитой. Этот период периодом экономического возрождения назвать невозможно.

Определенное индустриальное развитие Кыргызстан получил в годы войны в результате эвакуации ряда предприятий из европейской части СССР и в связи с освоением в 40-е и 50-е гг. некоторых минеральных ресурсов, имеющих союзное оборонное значение, а также топливных, которые использовались для удовлетворения и его внутренних потребностей, и потребностей соседей по Среднеазиатскому региону.

Программы масштабного развития промышленности в республике стали разрабатываться со второй половины 50-х гг. Реально же быстрое развитие промышленности началось в 60-х и особенно в 70-х и 80-х гг. Для этих лет характерны высокие темпы роста, опережавшие среднесоюзные. В этот период возникли крупные промышленные предприятия, имеющие союзное значение и экспортирующие продукцию в зарубежные страны. Киргизская ССР превратилась из аграрной в индустриально-аграрную республику. Сформировался национальной отряд индустриальных рабочих, собственный инженерно-технический персонал.

Бурное развитие промышленности повлияло и на сельское хозяйство. Оно стало относительно более продуктивным. Сельскохозяйственные предприятия стали регулярно оплачивать труд своих работников, получать прибыли, укреплять свою материально-техническую базу, становились действительно похожими на самостоятельных экономических субъектов.

Быстро развивались строительство, транспорт (в особенности автомобильный), связь, торговля, сфера услуг. Сложилась многоотраслевая экономика с преимущественным положением у промышленности. По значимости структурных преобразований экономики 70-90-е гг. с основанием можно назвать периодом экономического ренессанса Киргизской ССР — ренессансом советского образца и ограниченного масштаба.

Советская командная экономика оказалась обреченной. Начавшиеся исторические перемены общенационального масштаба совпали с тяжелейшим экономическим кризисом. Сегодня валовой внутренний продукт страны составляет лишь 70,6% от уровня 1990 г. Страна утратила индустриальный облик, превратилась в развивающуюся отсталую аграрную страну и переживает период «антиренессанса».

Вместе с тем в сфере экономики постепенно начинается подъем, хотя надежной устойчивости, стабильности, динамичности в ее развитии еще нет. Устойчивая отраслевая структура не сложилась. Поэтому все еще впереди: достижение эффективного экономического роста, восстановление индустриального лица нации, сокращение масштаба бедности населения, создание в экономике действительно прогрессивной современной технической и технологической базы, формирование производственного потенциала, способного обеспечить динамичное развитие. Правда, это не будет ренессансом. Это только этап на пути к нему, этап заявления о себе.

Выйти из разряда бедных и отсталых стран и войти в группу среднеразвитых, занять прочное место в этой группе — стратегическая цель первых 20 лет XXI в. Ее достижение и ознаменовало бы собой второй экономический ренессанс в Кыргызской Республике. Для этого экономика Кыргызстана должна стать зрелой рыночной экономикой, имеющей свое место в ЦА, ЕврАзЭС, СНГ, должна иметь уверенные позиции в глобализующейся экономике. В стране необходимо существенно поднять уровень жизни, обеспечить полную, активную занятость населения.

Это должен быть экономический ренессанс и многонациональной страны, и кыргызского народа. Очень важно при этом, чтобы многонациональность сохранилась.

Что касается ренессанса кыргызского народа, то чтобы судить о качественных переменах в его жизни, необходимо, пользуясь определенной системой показателей, оценивать: уровень его образованности, уровень квалификации и занятости в индустриальных отраслях и современных сферах, требующих применения интеллектуального труда и современных знаний, состав национальных инженерно-технических и научных кадров и их удельный вес, уровень и среднюю продолжительность жизни.

Пока кыргызы в подавляющем большинстве своем заняты сельскохозяйственной деятельностью, малоквалифицированными видами труда, доля инженерно-технических кадров среди кыргызов незначительна, уровень жизни ниже, чем уровень жизни у других этнических групп.

Безусловно, экономический ренессанс страны должен повлиять на ренессанс данного конкретного этноса.

В этой связи хотелось бы еще раз коснуться вопроса о тюркской цивилизации, поскольку необходимо оценивать и предпосылки ренессанса.

Есть ряд особенностей в характере, традициях, менталитете тюркоязычных народов, позволяющих с оптимизмом смотреть вперед.

Какие они, эти особенности? Способность относительно легко адаптироваться к различным социально-экономическим, политико-правовым, этнокультурным условиям. Терпимость к истории, традициям, культуре, менталитету других народов. Любознательность и жажда знаний. Коллективизм. Демократичность.

Конечно, кыргызы, как и другие тюркские народы, не создадут общетюркскую экономическую цивилизацию, но, развивая взаимные экономические связи, обмениваясь опытом хозяйствования, взаимообогащаясь научными знаниями, помогая друг другу, они смогут способствовать движению всех тюркоязычных государств по пути экономического прогресса. И здесь не важно, какой этнический оттенок несет экономический прогресс. Важно движение вперед!

В конечном счете, сегодняшний путь развития мы будем оценивать по тому, в какой мере возвысились над вчерашним состоянием, что внесли нового в наши стандарты и правила, насколько богаче экономически и духовно будем жить, заслужим ли доверие и уважение других народов, насколько человек станет более свободным и развитым.

 

© Койчуев Т.К., 2005. Все права защищены
    Произведение публикуется с разрешения автора

 


Количество просмотров: 4603