Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Искусствоведческие работы, Музыка, оперное искусство, балет / Документальная и биографическая литература, Биографии, мемуары; очерки, интервью о жизни и творчестве
© А.Г. Кузнецов, 2009. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата публикации на сайте: 22 сентября 2009 года

Андрей Георгиевич КУЗНЕЦОВ

Творцы и интерпретаторы

Очерки о киргизских музыкантах

Монография написана в форме очерков, посвященных жизни и творчеству видных представителей музыкальной культуры Киргизстана – композиторов, певцов, исполнителей-инструменталистов. Ее автор – заслуженный деятель культуры Киргизской Республики, доцент кафедры мировых языков КРСУ А.Г. Кузнецов – в течение многих лет занимается исследованием современной музыкальной культуры. Его перу принадлежат монографии «Булат Минжилкиев», «Сайра Киизбаева», «Марьям Махмутова», «Музыка и мысль», «Из истории американской музыки», около 400 научных и научно-популярных статей. Рассказ о жизненном и творческом пути деятелей киргизского искусства ведется на фоне панорамы музыкальной жизни республики. Книга адресована широкому кругу читателей.

Публикуется по книге: Кузнецов А.Г. Творцы и интерпретаторы. Очерки о киргизских музыкантах. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2009. – 343 с. Тираж 100 экз.

УДК 78
    ББК 85.313(2Ки)7
    К 89
    ISBN 978-9967-05-569-8
    К 4905000000–09

КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ИНСТИТУТ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
    Кафедра истории и культурологии
    Кафедра мировых языков

Ответственный редактор – заслуженный деятель культуры Киргизской Республики, кандидат искусствоведения Е.С. Лузанова.

Рецензенты: 
    заслуженный деятель культуры Киргизской Республики, доцент К.Ш. Асанбаев,
    канд. филос. наук, доцент Н.В. Кумскова.

Рекомендовано к изданию кафедрой культурологии КРСУ.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Творцы как они есть 
    От автора 
    Часть I. КОМПОЗИТОРЫ 
    Абдылас Малдыбаев 
    Михаил Раухвергер 
    Джумамудун Шералиев 
    Мукаш Абдраев 
    Сейдалы Медетов 
    Таштан Эрматов 
    Калый Молдобасанов 
    Насыр Давлесов 
    Алтынбек Джаныбеков 
    Сатылган Осмонов 
    Владимир Роман 
    Эсенгул Джумабаев 
    Михаил Бурштин 
    Акимжан Жээнбай 
    Жылдыз Малдыбаева 
    Кенжегазы Асанбаев 
    Сталбек Бактыгулов 
    Муратбек Бегалиев 
    Каныкей Эралиева 
    Часть II. ПЕВЦЫ 
    Сайра Киизбаева 
    Николай Рузавин 
    Марьям Махмутова 
    Кыдырбек Чодронов 
    Салима Бекмуратова 
    Сейдахмат Токтоналиев 
    Ирина Деркембаева 
    Артык Мырзабаев 
    Гульхан Сатаева 
    Марлен Темирбеков 
    Кайыргуль Сартбаева 
    Токтоналы Сейталиев 
    Владимир Муковников 
    Хусейн Мухтаров 
    Булат Минжилкиев 
    Эсенбюбю Молдокулова 
    Дарика Джалгасынова 
    Эркин Касымов 
    Наринэ Акрамова 
    Анарбек Ибраев 
    Сайрагуль Чоткараева 
    Эсенбюбю Нурманбетова 
    Каримберды Турапов 
    Нестан Алишерова 
    Часть III. МУЗЫКАНТЫ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 
    Мураталы Куренкеев 
    Алымкул Усенбаев 
    Борис Костромитинов 
    Ростислав Миронович 
    Валентин Масленников 
    Николай Власенко 
    Роберт Уразгильдеев 
    Самарбюбю Токтакунова
    Зайтуна Нарынбаева 
    Литература 

 

Творцы как они есть

Уважаемый читатель, перед Вами новая монография одного из видных музыковедов и культурологов нашей страны – заслуженного деятеля культуры Киргизской Республики, доцента кафедры мировых языков Киргизско-Российского Славянского университета А.Г. Кузнецова, который в течение многих лет занимается исследованием современной музыкальной культуры.

Надо сказать, что автор предисловия здесь во многом пристрастен, ибо испытывает к уважаемому Андрею Георгиевичу особый пиетет по нескольким причинам. Во-первых, как к своему наставнику-педагогу, который преподал в далекие 70-е годы первые уроки академической нравственности, ценность коих, преодолев тусклые 90-е и бурные 2000-е, не поблекла до сих пор. Во-вторых, как к истинному интеллигенту в нескольких поколениях этой уважаемой фамилии, корни которой уходят в «серебряный» и «золотой» века русской истории. В-третьих, как к подлинному энтузиасту развития киргизской (читай – родной) культуры XX–XXI веков, когда древнее и современное в непростых, но перспективных формах дает свои уникальные результаты.

Поэтому, представляя данную книгу Вам, уважаемый читатель, довольно трудно оставаться беспристрастным, но, по нашему глубокому убеждению, это и не входит в обязанности рецензента данного типа литературы, которая всегда была у нас в дефиците – литературы о творцах искусства.

Дело в том, что все, выходящее из-под пера Андрея Георгиевича Кузнецова, отличается не только актуальностью, но и высокой культурой мысли и литературного изложения. Свою задачу мы видим в обозначении основных содержательных принципов монографии, на которые, на наш взгляд, следует, в частности, обратить внимание и Вам, читатель.

Перу А.Г. Кузнецова-музыковеда принадлежат монографии «Булат Минжилкиев», «Сайра Киизбаева», «Марьям Махмутова», «Музыка и мысль», «Из истории американской музыки», целый ряд учебных пособий, около 400 научных и научно-популярных статей. Все, о чем он пишет, ему досконально известно как непосредственному участнику и летописцу эпохи, охватывающей более пятидесяти лет, прожитых в гуще событий мировой культуры, искусства и образования.

Таким образом, на трудах А.Г. Кузнецова лежит не только некий «знак качества», но и отпечаток его собственной личности – мудрого аналитика, страстного пропагандиста (в хорошем смысле этого слова) достижений современной художественной культуры, вдумчивого эксперта, наконец, учителя по призванию и опытнейшего педагога, который, помимо всего прочего, думает о том, кто и как понесет эти исследовательские и просветительские традиции дальше.

Монография «Творцы и интерпретаторы» написана в форме очерков, посвященных жизни и творчеству видных представителей музыкальной культуры Киргизстана – композиторов, певцов, исполнителей-инструменталистов. Рассказ о жизненном и творческом пути деятелей музыкального театра, «звезд» исполнительского искусства и авторов оперных и песенных «хитов» ведется на фоне панорамы культурной жизни страны, которая отличается, несмотря на всяческие «транзиты» и «кризисы», особой активностью и уникальной самобытностью. Здесь следует отметить, что А.Г. Кузнецов останавливается только на признанных именах, открывая новые страницы их биографии и заглядывая в недра творческой лаборатории.

О последнем следует сказать особо, так как Андрей Георгиевич имеет такое счастливое и ценное для музыкального писателя качество, как честные и доверительные отношения как с убеленными сединами патриархами (к сожалению, многих из них уже нет с нами), с достойными мэтрами нашей культуры и просто с талантливыми людьми. Отсюда и та неповторимая «кузнецовская» интонация – философская и творческая, которая окрашивает все тексты автора этой книги.

Монография адресована широкому кругу читателей, однако, на наш взгляд, она будет наиболее ценным источником фактической и эмоциональной информации прежде всего для молодых – независимо от рода занятий. И уже в этом, на наш взгляд, заключается важнейший ее творческий посыл.

Екатерина Лузанова, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель культуры Киргизской Республики, отличник образования Киргизской Республики

 

От автора

Мысль о создании книги очерков жизни и творчества видных деятелей киргизского музыкального искусства владела автором в течение многих лет, но осуществить задуманное удалось лишь сейчас. Свои первые статьи о музыкантах республики автор написал еще в конце 70-х годов. Позже, в 80-е годы, появилась целая серия очерков и музыкальных радиопередач о наиболее известных в республике и за ее пределами певцах, композиторах, дирижерах, музыкантах разных специальностей. Эти очерки были опубликованы в центральной и республиканской печати, звучали в передачах первого канала национального радио. В начале 90-х годов автором были написаны три монографии о выдающихся киргизских певцах – Булате Минжилкиеве, Сайре Киизбаевой, Марьям Махмутовой, которые давно уже стали библиографической редкостью. Причины, побуждавшие автора писать о том или ином композиторе, певце, артисте, были самые разные (юбилейная дата, успешное выступление в спектакле или на концерте, победа на конкурсе, получение почетного звания и т.п.).

Долгие годы совместной работы, дружбы и общения со многими замечательными представителями киргизской музыкальной культуры послужили стимулом к созданию этой книги. Ее основу составили названные выше очерки, радиопередачи и фрагменты из монографий, которые подверглись значительной переработке и переосмыслению, были дополнены новым материалом, а в некоторых случаях и заново переписаны. Более десяти очерков написано специально к настоящему изданию. Всего в книгу вошло пятьдесят два творческих портрета, которые составили три части книги: «Композиторы», «Певцы», «Музыканты разных специальностей». В основном они посвящены представителям старшего и среднего поколений, преимущественно народным артистам Советского Союза и Киргизской Республики, творческая и исполнительская деятельность которых охватывала период с 30-х годов прошлого века по настоящее время.

Данное издание не претендует на полноту изложения материала – это не антология, а лишь сборник написанных в разные годы очерков. Естественно, в него вошли далеко не все деятели национального музыкального искусства, которые, несомненно, того заслуживают. Автор надеется продолжить работу в данном направлении и восполнить недостающее.

Автор выражает искреннюю благодарность доктору искусствоведения, профессору Дж.Т. Уметалиевой, побудившей его к работе над книгой, а также коллегам, друзьям и всем тем, кто в той или иной мере содействовал и помогал ему.

 

Часть I. КОМПОЗИТОРЫ

Историю киргизского профессионального музыкального искусства трудно представить без деятельности Союза композиторов республики. Почти все крупные события в музыкальной жизни страны в той или иной степени связаны с этой творческой организацией. Созданный постановлением Совнаркома Киргизской ССР в октябре 1939 года, Союз композиторов с самых первых дней своего существования активно включился в сложный процесс культурного строительства молодой республики.

Этому событию предшествовали и другие не менее важные начинания, заложившие основу и определившие дальнейшие пути развития национального искусства. Тремя годами раньше, в 1936 году, были образованы музыкально-драматический театр, национальная филармония, оркестр народных инструментов, началась работа по созданию первых киргизских опер и балетов.

В мае 1939 года состоялась премьера оперы «Айчурек», которая в числе других произведений была показана на первой декаде киргизского искусства в Москве и получила высокую оценку зрителей и критики. Это был плод совместного творчества трех молодых музыкантов – киргизского певца и композитора, а в сущности, одаренного музыканта-самородка, еще не имевшего должного профессионального образования, Абдыласа Малдыбаева и его московских коллег – Владимира Власова и Владимира Фере.

Именно они, вместе с композитором Петром Шубиным, жившем и работавшем в Киргизии с конца 20-х годов, образовали ядро нового творческого союза, в состав которого вошли и выдающиеся народные музыканты, авторы многих замечательных песен и инструментальных наигрышей (кюу) – Мураталы Куренкеев, Карамолдо Орозов, Ыбрай Туманов, Атай Огонбаев. Возглавил организацию 33-летний музыкант, народный артист СССР Абдылас Малдыбаев, бывший бессменным ее руководителем почти три десятилетия.

В последующие годы, хотя и медленно, но организация все же пополнялась новыми членами. Это были трудные годы, шла жестокая, кровопролитная война, и профессиональных кадров в республике катастрофически не хватало. Поэтому в 1942 году в Союз композиторов были приняты студенты, обучавшиеся тогда в национальной студии при Московской консерватории, – Мукаш Абдраев, Аскар Тулеев и Акмат Аманбаев. Чуть раньше членом творческой организации стал талантливый музыкант-самоучка, композитор-мелодист Джумамудун Шералиев. Плодотворно работал в республике композитор Михаил Раухвергер – автор известного балета «Чолпон». В 1949 году членом Союза стал одаренный музыкант, студент Московской консерватории, безвременно ушедший из жизни Сейдалы Медетов (1928–1958).

Так продолжалось до 60-х годов, пока Союз композиторов Киргизии не пополнился профессиональными музыкантами с консерваторским образованием. Его новыми членами стали Калый Молдобасанов, Насыр Давлесов, Борис Феферман, Алтынбек Джаныбеков, Михаил Бурштин, музыковед Владимир Янковский. Первым же национальным композитором-профессионалом с дипломом композиторского факультета Московской консерватории (1950) стал Мукаш Абдраев. Он же и возглавил творческую организацию республики в 1967 году.

Вообще, 1967 год был знаменательным в культурной жизни республики: в этом году был создан симфонический оркестр и открыт Киргизский государственный институт искусств, которому впоследствии было присвоено имя выдающейся киргизской балерины Бибисары Бейшеналиевой. В числе специальностей, которым обучали в институте, была и композиция. Благодаря этому, число профессиональных композиторов в республике стало заметно возрастать. Среди первых выпускников вуза, ставших вскоре членами Союза композиторов Киргизии, были Эсенгул Джумабаев, Асан Мурзабаев, Жылдыз Малдыбаева, Кенжегазы Асанбаев, Акимжан Жээнбай, Бекболот Абдыраимов и др. Кроме того, многие композиторы получили прекрасную подготовку в музыкальных вузах Москвы, Ленинграда, Ташкента, Алма-Аты. Это – Сатылган Осмонов, Михаил Бурштин, Владимир Гусев, Токтомуш Чалапинов, Владимир Роман, Муратбек Бегалиев, Бакыт Алишеров. В 80-х годах композиторская организация республики насчитывала уже в своих рядах почти сорок членов. Увеличивалось количество, росло и качество. Киргизские композиторы работали теперь практически во всех жанрах музыки – от песен и инструментальных пьес до опер, балетов и симфоний; некоторые из них смело осваивали современные методы композиторской техники (додекафонию, сериальность, алеаторику и др.), сохраняя при этом свою национальную почвенность. В той или иной степени этими методами письма пользовались К. Молдобасанов, М. Бурштин, А. Мурзабаев, М. Бегалиев, С. Бактыгулов и др.

Появляются такие знаменательные для киргизского музыкального искусства сочинения, как балеты К. Молдобасанова, оперы С. Осмонова и Н. Давлесова, симфонии А. Тулеева, А. Джаныбекова, симфонические поэмы и оркестровые пьесы Т. Эрматова, Э. Джумабаева, М. Бегалиева, песни и хоры М. Абдраева, Н. Давлесова, А. Жээнбая, фортепианные пьесы и обработки М. Бурштина, Ж. Малдыбаевой. К числу несомненных творческих удач композиторов республики можно отнести музыкальную комедию Н. Давлесова «Осторожно, невеста!», «Симфонические танцы» А. Джаныбекова, поэму для оркестра «Карагул ботом» Э. Джумабаева, концерт для голоса с оркестром С. Осмонова, «Киргизскую сюиту» и «Ностальгию» М. Бегалиева. Кроме того, успешно осваиваются и такие сложные музыкальные формы, как вокально-симфоническая поэма, кантата, оратория, реквием, инструментальный концерт, увертюра, соната, фантазия, рапсодия, партита, фуга, струнный квартет, другие виды ансамблей и т.д. Плодотворно работают композиторы, создавая музыку для кино и театральных постановок. Здесь наиболее ярко проявляют себя Т. Эрматов, Э. Джумабаев, Б. Глухов, М. Бегалиев, Б. Абдыраимов, К. Асанбаев, С. Бактыгулов. Успех национального кинематографа тех лет был обеспечен и качеством звучавшей в фильмах музыки.

Многие произведения киргизских композиторов были отмечены престижными всесоюзными и республиканскими премиями, получили международное признание. В их числе – балет-оратория К. Молдобасанова «Материнское поле» (Государственная премия СССР 1976 г.) и симфоническая поэма «Последний день Помпеи» Муратбека Бегалиева. Кроме того, на проходивших в Москве в 80-х годах всесоюзных конкурсах были удостоены наград сочинения Н. Давлесова, Б. Глухова, С. Турдубаева и их молодых коллег – С. Полуэктова, Ю. Фебенчука, Т. Асанакунова. Созданные композиторами Киргизстана сочинения исполнялись в городах Российской Федерации, Украины, Казахстана, Узбекистана, а некоторые – и в странах дальнего зарубежья. Неоднократно звучала киргизская музыка во Всесоюзном Доме композиторов, Колонном зале Дома союзов, Большом и Малом залах Московской консерватории и других не менее престижных концертных площадках страны.

60–80-е годы были наиболее благодатным периодом в деятельности киргизских композиторов. Государство не жалело средств на развитие искусства. Культурная жизнь республики, и особенно ее столицы, была насыщенной: регулярно проводились музыкальные мероприятия – конкурсы, смотры, декады, фестивали. В Киргизском академическом театре оперы и балета им. А. Малдыбаева ежегодно осуществлялась постановка трех-четырех новых спектаклей. В Киргизии гастролировали театральные труппы, исполнительские коллективы и многочисленные солисты из разных республик СССР и из-за рубежа. Так, в 1986 году во Фрунзе в течение целого месяца выступал коллектив Большого театра Союза ССР. Незабываемыми были фестивали «Весна Ала-Тоо», в которых принимали участие многие прославленные коллективы страны, известные певцы и инструменталисты.

На фоне этой панорамы регулярно проводились съезды и пленумы Союза композиторов Киргизии, в рамках которых организовывались концерты из произведений членов Союза с привлечением лучших исполнительских сил республики. Вместе с тем стали входить в практику так называемые «авторские» концерты, составленные из произведений одного композитора. Все это, естественно, стимулировало деятельность музыкантов. Более того, будущие композиторы Киргизстана имели возможность получать профессиональное образование и стажироваться не только у себя на родине, но и в учебных заведениях Москвы, Ленинграда, других культурных центров страны, принимать участие в музыкальных форумах всесоюзного масштаба, выезжать в командировки за рубеж, работать в домах творчества (гг. Руза, Иваново и др.).

После распада Советского Союза деятельность Союза композиторов Киргизии и его членов пошла на убыль. Прекратилось субсидирование композиторского творчества со стороны государства, перестала действовать система госзаказов, ряд композиторов и музыковедов покинули пределы республики, другие же писали лишь от случая к случаю. Но все же были и те, кто, несмотря ни на что, продолжал сочинять музыку в надежде, что их произведения когда-то будут исполнены. Однако к концу 90-х годов ситуация изменилась. Все чаще стали появляться на свет новые сочинения, среди которых было немало по-настоящему талантливых работ. Назовем лишь некоторые из них – это «Гимн Творцу» и «Киргизские узоры» М. Бегалиева, цикл романсов на слова А. Жакшылыкова С. Осмонова, реквием-балладу «Жизнь» на слова Токтогула и хоровой «Кошок» А. Жээнбая, балет «Джамиля» и фортепианную сонату В. Романа, сонату для флейты и фортепиано К. Асанбаева, песни Б. Алишерова, К. Эралиевой, К.А. Осмонова.

В настоящее время республиканская композиторская организация насчитывает в своих рядах около шестидесяти членов. На смену ушедшим из жизни музыкантам старшего поколения пришли представители творческой молодежи. В последние годы деятельность киргизских композиторов и музыковедов заметно активизировалась. Оживилась и работа творческой организации: в 2004 году состоялся пленум Союза композиторов теперь уже Киргизстана, в рамках которого прошел концерт из произведений его членов, вышли в свет несколько нотных сборников и музыковедческих работ, состоялось прослушивание новых сочинений киргизских авторов. Несмотря на целый ряд достижений, перед киргизскими композиторами стоит еще немало нерешенных задач. Главная из них – создание новых, ярких, самобытных сочинений, которые отвечали бы духу времени и могли бы вывести киргизскую музыку на широкую международную арену. Это нелегкая задача, и решить ее предстоит нашим музыкантам.

 

(ВНИМАНИЕ! Выше приведено начало книги)

Открыть полный текст в формате PDF, 3422 Kb

 

© А.Г. Кузнецов, 2009. Все права защищены
    Произведение публикуется с разрешения автора

 


Количество просмотров: 9154