Главная / Публицистика / Научные публикации, Культурология, социология / Научные публикации, Педагогика, образование; наука как таковая
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 12 октября 2009 года
Взаимосвязь между образованием, свободой выбора и человеческим развитием
Автор определяет главные проблемы в образовании Кыргызстана и предлагает возможные пути их решения. Статья также подчеркивает важность академической свободы для человеческого развития. Первая публикация
Образование было служанкой идеологии при коммунистах. Сейчас по инерции наше образование ищет “хозяина” кому бы послужить. Я считаю, что образование не должно быть служанкой политиков. Образование должно быть независимым от политиков. Образование также должно быть светским и не должно быть служанкой религии, как это было в средневековой Европе или в нынешнем Иране. Рационализм развивает образование, а религиозные догмы подавляют рациональное мышление, превращая людей в манкуртов. Религия должна быть личным делом каждого гражданина и отделена от государства. Самое эффективное образование – это демократичное образование. Система образования не должна быть централизованной в Кыргызстане, потому что централизованная власть не гибка и склонна к политизации, коррупции и интригам. Поэтому нужно развивать независимую систему образования, более чувствительную к рынку и потребностям населения.
В Кыргызстане срочно нужно начать создание новой образовательной системы, ориентированной на исследование и на создание альтернативной образовательной политики, которая должна быть инклюзивной, разнообразной, и свободной от идеологий. Нужно адаптировать международные критерии для присвоения академических степеней и начать готовить специалистов с присвоением новых академических степеней, которые отвечают требованиям западных PhD.
Я видел многие вузы в СНГ и убедился, что в большинстве из них установилась не академическая культура, а военное положение. Этика поведения многих вузовских работников с высокими должностями ужасающе низкая – грубость и оскорбления на сотрудников и студентов наполняют кабинеты и дворы университетов. Старая неработающая система не только тормозит и дожирает кошельки родителей, она превратилась в завод по выпуску психически неуравновешанных людей, которые в свое время были жертвами грубости. В свою очередь они продолжают наносить невосполнимый ущерб ментальному здоровью своих сотрудников и студентов. Воспитанные в такой атмосфере люди дальше продолжают цепь зла и передают эту разрушительную энергию следующему поколению. И дальше в таком же духе продолжается геометрическая прогрессия.
Еще большая трагедия в том, что студенты и их родители не требуют отчета от университетов, не интересуются чему там учат, что их дети там видят и на кого равняются. А такое равнодушие равносильно выбрасыванию денег на ветер. Студенты тоже молчат, потому что никогда в жизни не видели другой культуры, чтобы сравнивать. В США даже за случайную грубость поведения студенческие организации добьются увольнения допустившего такое непростительное поведение академического работника. Если в таком темпе будет продолжаться равнодушие студентов в улучшении качества образования, то в ближайшем будушем они будут искать удовлетворения своих образовательных потребностей совсем в иных местах, где выращивают экстремистов и бандитов. И тогда, камни полетят не только в окна госучреждений, как это часто происходит в Центральной Азии, но и в ближних своих. Тогда государство не сможет остановить их. Поэтому срочно нужно разработать кодекс этики академических работников и создать студенческие и родительские общества, способные влиять на вузы. А молчание об этом в такое время равносильно преступлению.
Любой продукт, в том числе и образовательный, должен отвечать спросу рынка. У нас продукт до сих пор “Made in USSR”. Между тем современный выпускник вуза должен уметь глобально мыслить, иметь межкультурные навыки, уметь выражать свое мнение и отстаивать его, уважать отличающиеся мнения и дружить с людми из других культур, религий и взглядов, а также знать английский язык.
У нас пока есть хорошая материальная база оставленная СССР, но не хватает кадров. Очень сильную подножку ставят необразованные и коррумпированные руководители, которые мешают привлечению иностранных специалистов, мотивируя госбезопасностью, религиозным экстремизмом и тому подобными фобиями. Однако, на самом деле эти руководители своими решениями способствуют росту религиозности у детей, и отвращению от светского образования. В итоге Кыргызстан превращается в страну лицемеров. А родители сдают своих детей в университеты по старому религиозному принципу, “кости мои, мясо твое”, и на этом думают их миссия закончена. Пока такой менталитет на посту, существующая система не сможет произвести нужный продукт.
А тому же доступ к знаниям тоже затруднен, так как в библиотеках страны устаревшие и негодные к современным условиям книги и учебники. А интернетом большинство студентов не могут регулярно пользоваться, так как интернет для них дорогое удовольствие. К тому же русскоязычный интернет полон плагиату. А государство не проявляет никакого интереса к заполнению интернета полезной информацией для студентов. Наоборот, отдельные диктаторы пытаются закрыть интернет, хотя это невозможно. Государство несет ответсвенность за обеспечение открытости и доступности образования. А у нас наоборот, стараются урезать финансирование и уже урезали на 20%.
Выход из сложившейся ситуации очень сложен, но возможен. Для этого, образование нужно передать в руки специалистов закончивших учебу за рубежом, где высшее образование продвинуто, дать больше самостоятельности коллективам, покончить госстандартами и центральным управлением, ректоров должен выбирать коллектив, интернационализовать преподавательский состав, усилить международные отделы и центры карьеры. Государство минимально должно вмешиваться в дела университетов ограничившись пятилетними результатами, т.е. если после истечения пяти лет университет не сможет развить социальный, финансовый и академический капитал, то нужно менять хозяев. А в течение этого периода, государство должно воздерживаться от вмешательств, иначе в неуспехе оно будет соучастником.
Другая проблема образования — это оторванность вузов от потребностей рынка труда. Образование со старой формой и содержанием, никак не сможет сработать с новой реальностью. А чтобы связать эти две системы, следует смешать руководящий состав вузов американскими, европейскими и восточно-азиатскими профессорами. Пусть они станут равноправными соруководителями. При университетах сейчас имеются Центры карьеры, которые призваны связать рынок с университетами, но из за финансовых проблем, они несут жалкое существование. Нужно усилить эти центры и повысить их статус.
Государство пытается пропагандировать “синеворотниковые” профессии, но не получается. Потому что не одним хлебом живет человек, человеку нужны стимулы, направляющие его к получению профессии, а этих стимулов наши университеты не способны дать. Наши писатели кроме истории, эротики, романтизма и борьбу за власть ничего воспитательного не пишут. Образование смогло бы повысить культуру студентов, открыть глаза на многие истины, которые они ищут, и ставить их менталитет выше религиозных фанатиков, но в этой сфере тоже кадры не самостоятельны и не профессионалы. Поэтому вакуум заполняет религия, которая не любит свободу мысли и совести. Таким образом, Кыргызстан прямой дорогой идет к монорелигиозному обществу средневекового типа.
Образовательная политика должна включать демократию, светскости и самостоятельности. Светскость не означает атеизм. Светскость означает нейтральный подход к религиям. В университете студенты должны иметь возможность изучать религии с разных точек зрения, при этом государство должно защищать университет от вмешательства религиозных авторитетов.
Одним из важных критериев человеческого развития, согласно определению ООН, помимо материального капитала, является наличие выбора в обществе. Чем разнообразнее выбор в обществе, тем оно стабильнее, развитее и богаче. Причем разнообразие выбора должно отражаться не только в денежном выражении, но и в социальной, образовательной и религиозной сферах. Очень печально, что многие государственные руководители забывают, что нужно руководить личным примером и опытом, планировать рост и развивать выбор, создавать условия для работы и творчества.
Разнообразие выбора должно быть и в идеях, в том числе в политических и религиозных. Угроза государственной власти исходит не от поликультурности нации, а от тоталитарности, т.е. монорелигиозности, мононациональности и однопартийности. Еще Чингизхан понимал, что легче управлять разнообразным обществом, чем монолитным, которое может объединиться, восстать и снять хана. А в современном государстве, где одна религия или одна партия займет доминирующее положение, как например, в Иране или Афганистане, не будет никакого диалога и развития. Более того, в монотонном обществе Президент или депутаты никогда не будут свободными, они будут в постоянном страхе перед доминирующим религиозным сообществом или политической партией и служить их марионеткой в осуществлении террора и репрессий за отличающиеся идеи и выборы.
К большому сожалению, в Кыргызстане часто инициируются идеи, со стороны необразованных депутатов и чиновников, которые толкают нашу страну к тоталитаризму. Потому что живет в некоторых людях еще симптом “врага народа”, что толкает на методы найти, запретить и уничтожить. Такие инициативы исходят от тех, которые не имеют глобального видения развития современного мира, где глобализационные процессы требуют постоянных перемен и обновлений во всех сферах жизни. По географическому расположению, Кыргызстан не может занимать монотонную политику во внутренних и внешних отношениях. Только в разнообразии выбора и отношений мы можем сохранить внутреннюю и внешнюю свободу. А негативные инициативы тянут авторитет Кыргызстана вниз перед международным обществом, тем самым нанося невосполнимый ущерб.
Мамбеталиев А., Эксперт по международному образованию
Количество просмотров: 3263 |