Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Нелинейный уровневый подход (НУП)
© Бондаренко О.Я., 2009. Все права защищены
Произведения публикуются с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 26 октября 2009 года

Олег Ярославович БОНДАРЕНКО

Идеология активности: Статья II. Направленность. Пространство и время

Должна ли быть у активных и предприимчивых людей, включая бизнесменов, политиков, общественных деятелей и деятелей культуры, своя идеология? Как ни парадоксально, какой-то универсальной, общепринятой идеологической системы взглядов в сфере активности до сих пор не существует, и это, мягко говоря, нередко приводит к сумятице в головах активистов. Попытки разработать «нужную» идеологическую концепцию в своих работах предпринимает Олег Бондаренко. Вторая статья цикла написана в 2009 году; не публиковалась.

 

На взгляд автора, традиционное понимание слов «активный» и «пассивный» несет в себе некий гуманитарный подтекст, и эти понятия в их сложившемся виде не годятся для использования в математически-точных, технических науках. Термин «активность» имеет отношение скорее к философии, он не физичен по существу.

Автор считает это логическим упущением естественных дисциплин, впрочем, закономерным и потому простительным на определенном этапе развития науки.

Вдумаемся в смысл понятия активность; для простоты будем говорить пока об активности как совокупности полезных действий отдельного индивида, т.е. взглянем на всё с социальной и физической точки зрения. Итак, допускаем, что активность характеризуется числом внешних действий индивида, совершаемых в единицу времени:

Активность = число внешних действий / на единицу времени.

По мнению автора, это – приемлемое определение, при условии, если также определиться, что считать действием и, в частности, внешним действием.

Действие (action) есть произведенная полезная работа, требующая определенного расхода энергии. Множество действий человека, произведенных в течение некоторого периода, будучи систематизированными (в рамках некой системы, или же обусловленных целью, набором целей), называется деятельностью.

 

Действие имеет ряд характеристик, как, например, продолжительность и интенсивность, содержание, широта.

Содержание действия – это его смысл, который оценивается по результатам действия, ради чего оно произведено и на что направлено; т.е. в данном случае содержание действия определяется его последствиями. Действия – по анализу последствий – могут быть:

  • созидательными или поддерживающими (позитивными), скажем, выпить утром чашечку кофе для бодрости, нарисовать картину, представить шефу финансовый отчет, поговорить с соседом о погоде для поддержания коммуникаций, посадить дерево;
  • разрушительными (негативными) – выпить в течение дня двадцать чашек крепкого кофе, нарисовать порнографическую картину, представить шефу заведомо искаженные данные, поругаться с соседом, спилить дерево и т.д.;
  • нейтральными (равновесными, когда позитивное уравновешивается негативным, и наоборот); это более редкая разновидность действий, и в ней заложена противоречивость.

Критерии позитивного и негативного в данном случае субъективны, поэтому не будем пока вдаваться в морально-этические споры, а просто примем к сведению само наличие такой вещи, как содержание действия.

Широта действия говорит нам о числе людей, вовлекаемых в сферу действий отдельного индивида. Возможно, правильнее вести речь о широте охвата.

Бывают также действия прямые и косвенные. Косвенные – это как бы сделанные, например, помощник утаивает от руководителя определенную информацию с тем, чтобы манипулировать начальством и вынудить его принять решение, выгодное помощнику; здесь молчание, фактическое бездействие помощника на самом деле является разновидностью действия, в данном случае не прямого, а косвенного.

 

Теперь о внешних действиях. Внешнее здесь – не характеристика, а тип действия. А определение такое: внешнее действие есть действие, вектор направленности которого – от субъекта к объекту (т.е. наружу, вовне).

Вектор действия направлен от субъекта к объекту:

 

Отсюда следует, что активность – понятие векторное, правильнее ее обозначать как . Мы имеем не просто произведенную полезную работу, но работу, направленную на некий объект. Или группу объектов. Сама по себе работа не является векторным понятием, но вводимый в нее элемент направленности – от субъекта к объекту (субъект работы → объект работы) «оживляет» эту величину, вносит в нее динамику.

Большое число направленных, или целенаправленных, действий, результатом которых будет выполненная полезная работа, – и все эти действия сделаны в ограниченный период времени – вот так автору видится активность, во всяком случае, высокая активность. Малое число действий – за ту же единицу времени, свидетельствует о низкой активности.

Любопытно, что в такой системе взглядов понятие «пассивность» не обязательно должно существовать. Допустимо вести речь об отсутствии активности, в случае если активность равна нулю:  (в быту это называется «полным бездействием», «полной пассивностью» и т.п.).

Также необходимо подчеркнуть, что непременным условием активности является свободная деятельность, т.е. побудительная причина действий должна быть обусловлена природной потребностью, а не принуждением, давлением извне. На практике индивид всегда чувствует в той или иной степени силовое давление со стороны, например, давление обстоятельств; но при этом в нас от природы заложено побуждение выполнить некий объем творческой работы [1], поэтому имеет значение не то, действует ли на нас сторонняя сила, а то, каково соотношение между заставляющей силой и природным побуждением – если природное побуждение преобладает, то можно вести речь об активности.

Таким образом, уточняем определение: активность  есть число внешних действий, совершаемых добровольно (при минимальном воздействии силы), в единицу времени:

Выше мы говорили о внешних действиях, но не все действия являются таковыми. Бывают ситуации, когда объект и субъект совпадают во времени и пространстве. Например, и субъектом, и объектом действия является один и тот же человек; можно сказать, что этот человек «работает над собой». Проявлять волю (с точки зрения внутренней самоорганизации, самодисциплины, постановки себя, а не с точки зрения каких-либо внешних действий, которые, в свою очередь, могут явиться следствием волевого решения), заниматься самоанализом, рефлексией, наконец, просто думать, размышлять – это есть примеры внутренних действий. Сами по себе внутренние действия не могут быть отнесены к активным, они скорее предтеча активности.

Мысль – не действие, а лишь основа для [возможного] действия.

К категории внутренних действий, на взгляд автора, с некоторой натяжкой можно отнести и совершенно другую группу действий, при которой субъект и объект с верхнего рисунка фактически меняются местами; как следствие меняется и вектор направленности – он по-прежнему действует от субъекта к объекту, но теперь как бы снаружи, извне.

Вектор действия направлен от субъекта к объекту:

 

В последнем случае человек выступает объектом – так же, как он выступает объектом и в классическом примере внутреннего действия (см. на три абзаца выше: объект = субъект). Именно потому, что человек – объект и тут, и там, автор рискнул объединить последние два случая в нечто общее. Отнесем оба случая к группе внутренних действий.

Как ясно, внутренние действия не имеют отношения к активности.

Чтобы стал ясней последний случай – на рисунке сверху, приведем пример. Внешняя среда делает нечто с человеком, и его возможностей (воли, желания, внутренних ресурсов) не хватает, чтобы противостоять давлению среды. Т.е. здесь воздействующая сила начинает превышать естественное стремление человека выполнить некий объем творческой, полезной работы. Соотношение между сторонней силой и природным побуждением складывается не в пользу последнего. Возможно, что человек будет защищаться, пытаться противостоять обстоятельствам, превратностям судьбы; и, однако, все его попытки не могут быть идентифицированы как активные, потому что, согласно определению активности, здесь нет элемента добровольности.

Вот другой пример: пьяный активно пристает к прохожим. Слово «активно» в данном случае употреблено в традиционном, бытовом смысле, ибо на самом деле активности в действиях пьяного быть не может – он действует не добровольно, а под влиянием внешней силы (алкоголя).

Еще пример: молодой парень, идя по улице, в наушниках слушает поп-музыку с помощью плеера. В этом случае поступающая из внешнего мира музыка является элементом среды. Среда – субъект, парень – объект: субъект → объект. Образно говоря, среда «делает» парня. Хотя ничего плохого или постыдного в этом нет, и автор вовсе не собирается осуждать молодежь, но нужно иметь в виду, что звучащая в наушниках музыка, особенно если она играет длительное время, постоянно, не дает возможности сосредоточиться на внутренних ощущениях, снижает мыслительный потенциал – ведь думать при звуковой (шумовой) атаке очень сложно, волей-неволей приходится отвлекаться на восприятие сигналов извне. Выше мы говорили, что мысль – основа для [возможного] действия. Нет мысли – и нет базы для совершения действий*.

(*Уместно провести параллель с постоянно включенными «радиоточками» в советских домах 1930-1960-х годов – обитатели общежитий, рабочие многих производств, посетители «дворцов культуры» и т.д. часто вынуждены были слушать несущиеся со стороны громкие аудиосигналы, что, безусловно, не давало возможности оставаться наедине со своими мыслями)

Вообще давление внешней среды на объект имеет следствием известное уменьшение полезного пространства, в котором объект находится, так сказать, «жизненного пространства», или же пространства деятельности, обитания, существования:

 

Процитируем [2] – в этой статье речь идет о философии людей, получающих мизерную зарплату; автор просит обратить внимание на те моменты статьи, в которых говорится о сужении индивидуального пространства:

 

Человек – социальное существо, и в целях сохранения психики нуждается в общении с себе подобными и в обратной связи с ними. …Связи человек – общество и общество – человек совершенно естественны, и нарушение их влечёт за собой ряд проблем. Собственно говоря, существуют индикаторы этих связей. Один из них, может быть, самый главный, есть оценка нашей деятельности обществом; мы стремимся передать обществу нашу потенциальную ценность, полезность (Фрейд сказал бы, что мы стремимся реализовать наше подсознательное желание быть великим) и, таким образом, выразить себя, утвердить своё присутствие в мире, а общество взамен принимает нас, оценивает нашу готовность внести свой вклад через персональное внимание и, скажем так, социальное одобрение. Принятие, внимание и одобрение количественно выражаются в деньгах, которые мы получаем от общества (в лице нашего работодателя или спонсора)…

Много заработанных денег – высокая оценка нашего вклада и соответственно нас лично как субъекта деятельности. Это, в свою очередь, порождает чувство внутреннего удовлетворения, мы понимаем, что нужны. Однако если заработанных денег мало, то для нас это означает сигнал от общества, не желающего оценивать нас адекватно. Всё, что мы можем и на что мы способны, оказывается, не стоит ничего или же стоит очень дёшево; соответственно это воспринимается нами в какой-то степени как отказ общества замечать нас, по крайней мере, в качестве субъекта деятельности. Мы чувствуем себя лишними в этой вселенной.

…В человеке, который постоянно живёт в крайне стеснённых материальных условиях, должно быть сильно развито чувство социальной неудовлетворённости и подсознательное ощущение собственной ненужности, по крайней мере, ограниченной нужности для общества. Человек этот – трагичная фигура по существу. С годами у него может развиться заниженная самооценка либо искажённое представление о себе самом и своём потенциале. Кроме того, возникает своеобразное отгораживание от внешнего мира – ввиду отторжения этим миром; имеется в виду снижение интереса ко всему, что находится «за окном»: своего дома, офиса, родительской дачи, поликлиники и т.п. Меньше читаются книги, рассеянно смотрятся новости – и то лишь избранные, наиболее «яркие» сюжеты, наблюдается уход от серьёзного кино к боевикам и «мыльным операм»… Сужается само пространство – и это естественно, ведь чем меньше пространство, тем устойчивее представление о собственной затребованности в нём, тем спокойнее на душе. Тем самым слегка гасится подспудная неудовлетворённость – коварный приём, подменяющий реальность, увы, иллюзией.

Излишне говорить, что следствием всего являются, в первую очередь, уменьшение комплекса активных действий – активных, с точки зрения лучшего и более дальновидного выживания, – и увеличение числа неправильных решений – неправильных, по сравнению с теми, какие принял бы более информированный человек, постоянно находящийся в центре событий.

Замена большого мира маленьким мирком превращает объективно крошечное жалованье в субъективно приемлемое, – во всяком случае, приемлемым его вынужден считать дезорганизованный, потерявший первоначальные ориентиры ум. Прежде всего, сокращаются потребности, падает реальный уровень потребления. Самое страшное здесь не то, что человеку приходится потуже затягивать пояса, а то, что со временем это воспринимается как нормальное явление. И в самом деле – меньше пространство, уже мир, – следовательно, огромная часть, например, товаров и услуг отрезается и воспринимается как несуществующая именно потому, что представляет несуществующую теперь вселенную. Мало увидеть товары на прилавке, через стекло, их ещё нужно разглядеть, а разглядеть обычно не получается, потому что атрофирован аппарат восприятия по сути (не по форме).

Дерсу Узала говорил: «Глаза есть, смотреть нет». Это мы и имеем на практике. Человек с предельно низкими доходами разучивается – или никогда так и не научается – проникать в глубь вещей даже в том случае, если она выражена совершенно явно, «материально». Для него материальность часто равна нулю. Он может, скажем, при оказии, почувствовать вкус дорогих и качественных продуктов, но ощущение вкуса не войдёт в систему, и отсутствие подобного в дальнейшем отнюдь не всегда будет восприниматься как негатив. Человек отныне не просто довольствуется малым – малым он становится сам. А малое обычно бедно содержанием, содержанию тесно в узкой оболочке, и оно рассеивается как дым…

Существует… закон соответствия уровня потребления уровню выживания (закон УП=УВ). Согласно ему, каков уровень внутреннего в человеке, то есть каков человек с точки зрения эмоционально-психологической, умственной, организационной «иерархии», таковы и его реальные (а не кажущиеся) потребности и таковы усилия, прилагаемые им для удовлетворения последних. Низкий уровень ориентирует нас на формальную, количественную, а порой и видимую сторону потребления. Высокий – на сущностную, качественную, действительную, учитывающую, в первую очередь, скрытые свойства потребляемого продукта (в смысле: недоступные для некоторых других)…

…Вот ведь как любопытно: в начале жизни перед нами – весь мир, вся вселенная, и вот она постепенно уменьшается и уменьшается, пока ни достигнет крошечного объёма, соответствующего пространству гроба. Отменить этот процесс невозможно, но, в известной степени, им можно управлять… [Конец цитаты]

 

Итак, по мнению автора, постоянное давление внешней среды (в совокупности или через свои элементы), внешних обстоятельств на индивида – как это изображено на последнем рисунке – приводит к «сжиманию» индивидуального пространства. Если жизненное пространство всех людей считать макросферой, то для отдельного индивидуума со временем формируется своя микросфера, в которой он вынужден существовать, как черепаха в панцире. Находясь внутри микросферы, человек постепенно утрачивает способность видеть и воспринимать то, что находится за ее пределами, точнее, видит-то он видит (в формальном смысле слова), но как бы не пропускает через себя, это «чуждое» для него всё равно как в тумане, оно не имеет ясных границ, расплывается, потому что не реально.

Например, микросфера не даст несчастному увидеть как реальность дорогое вино, очень качественные, а потому не дешевые, продукты, замечательную книгу – потому что не по карману, интересную постановку в театре – из-за комплекса, мешающего адекватно воспринимать общество и театральную жизнь и просто проводить время с пользой.

Микросфера ответственна и за многое другое. Человек в кино садится прямо перед вами, не снимая шапки (хотя рядом есть свободные места), – не потому, что враг вам, а потому, что в его микросфере для вас не остается места, он вас не видит. Женщина на остановке влезает в маршрутный микроавтобус и захлопывает за собой дверь прямо вашим носом, хотя вы тоже – потенциальный пассажир; не ее вина, что микросфера не позволяет ей заметить других людей, населяющих вселенную. В ее личной вселенной «посторонних» нет.

Можно сказать: у людей из этих примеров – низкий уровень культуры. А можно сказать и по-иному: уровень культуры привязан к «объему» индивидуальной сферы, если «объем» со временем уменьшается, то человек перестает замечать других людей, и как следствие его культура [вынужденно] притупляется.

Мало того, закрытая микросфера часто не дает разглядеть не только людей. Но и различные предметы, наполняющую вселенную, – например, несущийся на вас автомобиль. Если в вашей личной микросфере нет места чему-то «постороннему» («потустороннему» – по ту сторону вашей «защитной оболочки», вашего панциря), то жизнь для вас становится совокупностью неожиданностей, и часто кажется нагромождением хаоса. Человек, отгороженный от мира микросферой, чаще попадает в аварии и различные переделки, он – потенциальная жертва несчастных случаев.

Соответственно он начинает бояться жизни, видит ее зачастую в черных красках (исключение делается лишь для своей розовой мини-оболочки и того, что находится в пределах ее). Жизнь для него – ужас, игра в кости с богом. Такие люди чаще подвержены, например, сектантству – в наивной надежде, что хоть кто-нибудь в этом мире может их хоть как-нибудь защитить…

Что является причиной сужения индивидуального пространства до размеров микросферы? Внутренние действия, точнее, комплекс внутренних действий, не сбалансированный с действиями внешними. И как результат отсутствие активности или низкая (недостаточная) активность.

Теперь рассмотрим противоположный случай:

 

В этом случае процесс проходит как бы с «обратным знаком»: вектор действия направлен от субъекта (человека) к объекту (внешнему миру, внешней среде или, хотя бы, каким-то ее частям, фрагментам). Мы имеем условия, удовлетворяющие определению активности.

Следствием является расширение индивидуального пространства – в идеале до размеров макросферы или, может быть, вообще без ограничения пределов.

Первое. В процессе расширения объема индивидуального пространства в него попадает всё больше людей – благодаря установлению всё новых и новых коммуникаций, а также поддержанию уже существующих. Знакомства, связи, деловые отношения, социальные контакты – всё это появляется именно благодаря возросшей активности. Активный человек учится замечать других людей, населяющих этот мир. Он видит их (не формально, а со временем, по сути, потому что опытным путем получает большое количество информации обо всем, что его окружает).

Соответственно волей-неволей повышается его уровень культуры – деловой культуры, правовой культуры, культуры коммуникаций и культуры общения, наконец, общеобразовательной культуры (иногда приходится учиться на ходу). Активный человек – культурный человек*.

(*Конечно, речь идет об активном человеке как социальном явлении, а не о каком-нибудь отдельном хаме-нуворише, который также способен проявлять бешеную деловую активность, являясь скорее исключением из правил)

Выше шла речь о широте действия – широте охвата мира своими действиями.

Второе. «Распухшее» индивидуальное пространство «поглотит» большое число материальных и нематериальных объектов внешнего мира, которые могли ранее оставаться за пределами мини-сферы. Активный человек начинает видеть очень многое, не только новых людей. Он видит также и то, что стоит за этими людьми. Если каждый человек сам по себе является носителем собственной сферы, то активный человек в конце концов развивает в себе способность видеть эти сферы, и именно из этих разрозненных сфер формируется его собственная – огромная, всё поглощающая, всё принимающая, всё объединяющая. Активный человек становится хорошим психологом, он оттачивает свои чувства, связанные с восприятием других людей, наконец, он становится великим объединителем.

Параллельно он научается видеть всё лучшее, что создано другими людьми. Ему открывается вкус хорошего, дорогого вина, он получает удовольствие от новых театральных постановок, он интуитивно осознает, что хотел сказать в своем фильме тот или иной «непонятный» (для кого-то) мастер альтернативного кино.

Третье. Возросшая степень активности регулирует и возросший уровень потребления, и возросший уровень доходов. Активный человек начинает понимать и ценить мир, а мир, в свою очередь, понимает и ценит активного человека, оделяя его своими благами.

Четвертое. Активный человек перестает быть заложником несчастных случаев. Создавая мир вокруг себя, он тем самым сам утверждает свое положение в нем, в т.ч. статус существования. Ясно видеть мир – значит, управлять его развитием и контролировать возможные риски. Praemonitus praemunitus*.

(*Кто предупрежден – тот вооружен (лат.))

Пятое. Активность – как в социальном, так и в общефилософском, мировоззренческом смысле – предполагает комплекс, прежде всего, созидательных и поддерживающих действий (позитивных, согласно характеристике действий). Это вытекает из нижеследующей схемы; что это за схема? – она показывает вид сбоку того же процесса, который был представлен на предыдущем рисунке (только там автор изобразил как бы вид сверху).

Даже в том случае, когда активный человек является по существу разрушителем – генерал-завоеватель, например, – он внутренне оправдывает свои действия созиданием: мол, действует во благо своей собственной страны, пославшей его на завоевание, своего агрессивного, но от того не менее любимого общества.

Отсюда вывод: активный человек – в общем-то, человек позитивных действий, и они тем более позитивны, чем более высокий уровень активности присущ человеку. Генерал-разрушитель может быть активным по форме; творец-созидатель – активен по существу, т.е. он стоит «иерархически выше» генерала, степень его активности оптимальна (наивысшая или, по крайней мере, близка к идеальной).

Активный человек – добрый человек*.

(*Это доброта высокого порядка. Не надо забывать о принципе помощи активных людей: если хочешь помочь ближнему, то не решай за него его проблемы, а сделай его способным решить их самостоятельно)

 

 

Шестое. Индивидуальная сфера активного субъекта очень велика, поскольку велика сфера его действий, и действия его широки. Именно поэтому активный осваивает мир и владеет пространством (всё пространство – его пространство, его макросфера).

Итак, по мере возрастания показателя  активности расширяется («распухает») пространство. Но не только. Из выше приведенной формулы активности выясняем, как ведет себя время:

При фиксированном t числитель и знаменатель формулы будут изменяться пропорционально. Например, числитель говорит нам о числе [направленных] действий. Между тем, по мере накопления опыта и роста заинтересованности вырабатываются навыки совершения действий, и за один и тот же период времени человек выполняет каждое действие быстрее, чем раньше. Это само по себе приводит к увеличению n – числа действий в минуту, час, день, неделю, год и т.д. Как результат возрастает показатель активности.

Но чисто механически подходить к этому явлению было бы неверным. Активный человек, как ранее говорилось, биологически дольше живет, менее подвержен заболеваниям и несчастным случаям, у него в целом более устойчивая психика; как следствие увеличивается «чистое активное время» – период продуктивной деятельности. Допустим, что у относительно не активного человека Т = 25 годам, а у активного Т = 50 годам. Проецируя это на среднюю продолжительность жизни, мы предполагаем, что для активных время течет по-иному*, их «биологический» час не всегда тождествен астрономическому.

(*Можно также учесть, что у высокоорганизованного, здорового и постоянно чем-то занятого человека биохимические реакции в [молодом, относительно молодом, омоложенном] организме протекают в несколько ином режиме, чем у человека опущенного и больного, не знающего чем себя занять)

Поэтому на практике, в реальной жизни в выше приведенной формуле t не обязательно должно быть зафиксировано, т.е. строго соответствовать какому-либо «астрономическому», или иному физическому, отрезку времени.

Если не «закреплять» t, то время становится относительной величиной (меняющей своё значение, в зависимости от выбранной системы отсчета). Чем шире пространство, тем быстрее течёт время, но и, наоборот, в микропространстве (микросфере) время растягивается до бесконечности, т.е. течёт медленно, томительно, скучно. Это очевидно на примере узника в одиночной камере: время для него становится вечностью.

Человек же активный и свободный от оков субъективно управляет своим временем. Он может его «уплотнить» до желательной консистенции и, в общем, живя в обычном для себя режиме, поражает пассивное окружение «невероятной скоростью» решения всех вопросов. Он быстр для других, потому что овладел пространством.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. О.Я.Бондаренко. Нелинейный уровневый подход в биологии и физике. Рукопись. – Бишкек: 2008.
    2. О.Я.Бондаренко. Страна интриг. Статья из книги: Треугольник продвижения. – М.: Авваллон, 2007.

 

ВНИМАНИЕ! Полный цикл статей «Идеология активности» скачать здесь

 


Количество просмотров: 2730