Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Художественные очерки и воспоминания
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 27 октября 2009 года
Коварная месть, или игры разума
Рассказ-зарисовка о нравах бывшей советской «элиты» – на примере директора мясокомбината (большого человека!) города Джамбул, ныне Тараз.
Это случилось в начале девяностых прошлого века. В одном из областных центров Казахстана праздновали юбилей. Город Тараз на своём веку сменил несколько названий. Когда-то, в древние времена, он назывался Аулиэате, потом, в средневековье, Тараз, а в советское время стал Джамбулом. И даже засветился в искромётной комедии «Джентльмены удачи», где уголовник Вася, который разбавлял бензин ослиной мочой, был родом из Джамбула. Почему в советское время город назвали так, трудно объяснить. Великий казахский поэт Джамбул Джабаев, в возрасте 98-ми лет, написавший блокадному Ленинграду знаменитые строчки «Ленинградцы, дети мои…», там никогда не жил. Поэтому переименование города, в период обретения республикой независимости, опять в Тараз, не стало болезненным для местного населения. Древний город со своими устоявшимися традициями, один из перевалочных пунктов на Великом Щёлковом пути, он и сегодня является красивым и современным. А совсем недавно, при раскопках в центре города, обнаружили самую старую мечеть на территории Средней Азии. Это даёт пищу для исследований мусульманским теологам, выходит Ташкент, Самарканд, и Бухара отдыхают?
Виновником того торжества был директор местного хрустального завода, человек во всех измерениях очень положительный, душа общества, балагур и весельчак. Он был выходцем из аристократической мусульманской семьи с мощными и древними корнями. На празднование собрались гости со всего СССР, братья и родственники юбиляра занимали видные посты в партийно-хозяйственной номенклатуре всех азиатских республик и в центре. Пировали с размахом, богатые столы, приличная публика, хорошие артисты. В танцевальной программе вечера были задействованы танцовщицы из Хорезма, которых привез один из братьев юбиляра. В разгар вечера родственники решили пошутить над одним из кузенов, полковником КГБ из соседней республики. Они подсказали одной из танцовщиц, что этот полковник, работает директором местного мясокомбината, очень богат, обожает танец живота и весьма щедрый на чаевые. Девушка быстро оценила ситуацию и окрутила бравого полковника, который в считанные минуты спустил всё накопленное за год службы и предназначенное для подарка брату на юбилей.
Надо сказать, что на вечере находился и настоящий директор местного мясокомбината, тоже кузен юбиляра. Этот директор мясокомбината был исключительно честным человеком, что было видно по тому, что уже долгие восемь лет он строил, по современным понятиям небольшой, двухэтажный дом для своей многочисленной семьи. Он мечтал о том, что в его новом доме будут дружно жить все его сыновья со своими семьями, он будет играть с внуками во дворе, потом его дети со своими внуками, и так будет вечно, из поколения в поколение. Дом строился добротно, с толстыми стенами, по всем правилам архитектуры, из самых качественных материалов. Он был любимым детищем директора мясокомбината.
Утром следующего дня во дворе юбиляра опять собралась довольно многочисленная компания, теперь уже очень близких родственников, и поправляла пошатнувшееся здоровье. Для больной головы водочка с вареным мясом молодого барашка, а для души воспоминания о прошлом вечере. На язык попал и бравый полковник, накануне спустивший танцовщице всю свою наличность. Тут и выяснилось, что весь вечер танцовщица посвятила ему не за густые чёрные брови, а за то, что он, якобы, директор мясокомбината. Мужик всю ночь стойко выдержал ворчание жены, пережил растранжиривание денег на подарок, в душе успокоенный тем, что ещё производит впечатление на молоденьких девушек. А тут такой расклад и в общественном месте! Оказывается, ранее джамбульская родня всё время на вечеринках подставляли танцовщицам своего директора мясокомбината, чем вынуждали того убегать с торжеств и прослыть великим скрягой. Грех тому было не воспользоваться приездом двоюродного брата.
Но полковник оказался не лыком шит. Моментально оценив ситуацию, он говорит директору мясокомбината, что, учитывая их возраст, полковник проживёт на этой земле немного дольше директора. Когда придёт время и того похоронят, полковник расскажет его детям, что их отец не был таким честным, как говорят о нём люди. Что он был жадным и держал свою семью в чёрном теле, а сам воровал и брал взятки, деньги переводил в золото и всё время прятал в жестяных банках в фундаменте нового дома, поэтому и стены такие необычно толстые. Конечно, дяде и полковнику КГБ дети поверят и в какой-нибудь прекрасный день они кирками, лопатами, ломами разрушат, раздолбят все стены, фундамент всего дома в поисках спрятанных отцом богатств. Полковник говорил буднично, тихим голосом, под водочку, как о свершившемся факте. А в это время розовое лицо директора мясокомбината серело, белело, вытягивалось, приобретало безумные черты. Все его мечты связанные с его любимым домом были в секунду уничтожены самым варварским способом. Его дети, для которых он строил этот прекрасный дом, разрушат его до основания! И эта картина красочно прошла перед его глазами! И, главное, он понимал, что такое возможно на сто процентов!? Мгновенно протрезвев, директор заерзал на своем месте, потом незаметно отвел полковника в сторонку и извинился за неудачную шутку. Учитывая финансовые затруднения двоюродного брата, предложил свою помощь в организации подарка для юбиляра от имени полковника, все расходы в период отдыха полковника и его семьи он брал на себя, кроме того, обещал предоставить автомашину на обратную дорогу семье полковника за свой счёт. Умолял только об одном: после его похорон не говорить его детям этих страшных небылиц.
Немного позже, в разговоре со мной, директор мясокомбината обмолвился о том, что в КГБ работают действительно страшные люди, они способны на такие злодеяния, которые и сатане не снились. У них изощренный ум, не дай Аллах оказаться когда-нибудь на их пути. Он и не догадывался, что этот полковник – мой близкий друг, который и пригласил меня на эти торжества. А с юбиляром мы виделись всего пару раз ранее, но в силу своего общительно характера он, произвел впечатление на всех, что я его старый приятель и это ввело в заблуждение всю его родню.
Сегодня наши таразцы говорят, что у них в городе есть трое великих горожан, которые там не жили, но прославили город. Это поэт аксакал Джамбул Джабаев, заправщик Василий Алибабаевич со своим: «Кушать подано. Садитесь жрать, пожалуйста!» и мой друг полковник – бывший большой кэгэбешный начальник.
А экстремальные ситуации и достойный выход из них это наша профессия. Как говорят у военных: полковник, он и в Африке полковник.
© Ром Таров, 2009. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Количество просмотров: 1929 |