Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Публицистика
© Шагапова Н.А., 2009. Все права защищены
© «Слово Кыргызстана», 2009. Все права защищены
Статья публикуется с разрешения автора и редактора газеты
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 5 ноября 2009 года

Нурия Абдрахмановна ШАГАПОВА

Турдакун Усубалиев: Я делал все для страны и своего народа

Интервью с легендарным руководителем Советской Киргизии на посту первого секретаря ЦК Компартии Киргизской ССР (занимал этот пост с 1961 по 1985 годы). Подготовлено по случаю 90-летнего юбилея Т.Усубалиева. Опубликовано в газете «Слово Кыргызстана» 23 сентября 2009 года.

 

История – наше «вчера» и ни зачеркнуть, не переписать, ни забыть ее невозможно. Она, как и медаль, имеет две оборотные стороны. На одной – те, кто вершит историю, на другой – время, которое отводит им свое историческое место и расставляет все точки над «i». Пусть сегодня аналитики по-разному оценивают ситуацию страны за годы советской власти, но есть очевидцы, у которых своя правда. 6 ноября 2009 года исполняется 90 лет одному из самых ярких политиков нашей страны, бывшему 1-му секретарю ЦК КП Киргизии, Герою Кыргызской Республики, кавалеру ордена «Ак-Шумкар», депутату Жогорку Кенеша первого созыва, ныне персональному пенсионеру Турдакуну Усубалиевичу Усубалиеву, человеку-легенде, чья светоносная деятельность сыграла огромную роль в экономическом и политическом развитии Кыргызстана.

    Турдакун Усубалиев (р. в 1919 году)

О встрече с будущим юбиляром, я договорилась заранее. День выдался по-особому летним. Яркое осеннее солнце щедро осыпало своими лучами землю. В саду госрезеденции пахло спелыми яблоками и скошенной травой. Турдакун Усубалиевич ждал меня за своим рабочим столом. 

На мой вопрос рассказать о своем детстве или хотя бы вспомнить самые яркие события школьных лет, он улыбнулся. «Я родился в селе Кочкорка Нарынской области в крестьянской семье, которые от зари до зари трудились в поле. Какое детство может быть у деревенского мальчишки? Такое же, как и у всех детей того времени. Учился в Кочкорской средней школе. Ничем, ни учебой, отметки были разные, ни прилежанием не отличался от своих одноклассников. После уроков играл вместе со сверстниками, дрался, лазал по горам. Ничего примечательного и запоминающего. В 1938 году, после окончания девятилетки, тогда это разрешалось, я поступил в Киргизский педагогический институт на факультет кыргызского языка и литературы, где наряду с классикой, изучали и мировую литературу. Без ложной скромности скажу, что в институте я учился упорно и настойчиво, почти все время проводил в библиотеке. Каково было мое удивление, когда после окончания первого семестра в 1941 году, на страницах республиканских газет, вместе с шестью фамилиями сталинских стипендиатов, я нашел свою фамилию. А как я радовался, когда, мне выдали стипендию, за весь 1940 год. Это была огромная сумма, я накупил подарков родителям и купил патефон и несколько пластинок. Эту диковинку в доме заводили без конца. Как видите, студенческие годы, более свежи в моей памяти. Город Фрунзе в те годы, был ограничен железнодорожной линией, за которыми тянулись пустыри. В институте была военная кафедра и почти каждые выходные, мы делали 20 километровые пробежки и учились рыть окопы. Турдакун Усубалиевич грустно улыбнулся: 

«Тогда мы все свято верили в то, что на фронте, фашистские пули не достанут нас на метровой глубине». 

В 1940 году, молодой комсомолец подает заявление о вступлении в члены коммунистической партии и становится кандидатом. Поэтому после окончания вуза для Турдакуна Усубалиевича все сложилось совсем иначе. Он получает направление в родной Кочкорский район на должность заведующего учебной части средней школы, но, приработав всего два месяца, Усубалиев получает новое назначение и становится заместителем заведующего отделом пропаганды в Нарынском окружном комитете компартии. Через пару месяцев комсомольского лидера вызвали на собеседование во Фрунзе. Конечно, молодой Усубалиев волновался, ведь многочисленные вопросы задавали первые секретари ЦК КП Киргизии Оленчиков, Соболев и заведующий отделом пропаганды Нефёдов, но когда через неделю его кандидатура была утверждена на должность инструктора отдела пропаганды и агитации Компартии Киргизии, он даже не удивился. Время было военное и об отказе не могло быть и речи. Да и не собирался он отказываться.

Так началась политическая карьера Турдакуна Усубалиевича Усубалиева. 

В начале войны Высшая партийная школа при ВКП(б) из Москвы была эвакуирована в город Свердловск, а когда в 1943 году исход войны был уже предрешен, снова возвращена в Москву. Еще через два года, в 1945 году, на очередном бюро ЦК КП Киргизии троих коммунистов Турдакуна Усубалиева, Куйлупу Кандучалову и Асылбека Алтмышбаева утвердят слушателями ВПШ при ВКП(б) и направят в Москву.  

«Из первой группы слушателей, около 700 человек разных национальностей из разных регионов Советского Союза, готовили политкомиссаров, — рассказывает Турдакун Усубалиевич, — после окончания учебы нас должны были отправить на фронт, но пока мы учились, война почти закончилась. Поэтому вся наша группа получила различные назначения. 

По-разному, но очень интересно сложились судьбы у меня и моих соотечественников, — рассказывает Турдакун Усубалиевич. – Меня оставили в аппарате ЦК КПСС, где я проработал более 10 лет. Алтмышбаев тоже остался в Москве, защитил кандидатскую диссертацию, а когда вернулся на родину в 1954 году, стал вице-президентом Академии наук КР ССР. Кондучалова в 1958 году получила пост министра культуры нашей республики. Но это уже другие истории».

— Турдакун Усубалиевич, почему вы не остались в Москве, работа не нравилась? 

— Ну, что вы, работой я был очень доволен. Объездил почти весь Советский Союз. Пополнил свой багаж знаний практически и теоретически. Но домой все же хотелось. Здесь жили мои родители, родственники, друзья. И когда мне предложили вернуться, то я не задумываясь, согласился. Это было в 1955 году. 

Когда я приехал во Фрунзе, меня приняли первый секретарь И.Р.Раззаков и второй секретарь ЦК КП Киргизии В.Н.Чуркин. Мы побеседовали, и они предложили мне возглавить республиканскую газету «Советтик Кыргызстан». Я согласился. Хотя, признаюсь, трудности были, прежде всего, это было связано с недостатком и несовершенствованием полиграфической базы, техническим оформлением газеты, но в такие трудные минуты мне помогал, мой товарищ, редактор газеты «Советская Киргизия» Павел Сидорович Денисюк. Но и в газете проработал недолго.

В марте 1956 года бюро ЦК Киргизии утвердило меня зав.отделом пропаганды и агитации ЦК. Здесь я проработал около двух лет. В 1958 году, на городской конференции, меня избрали первым секретарем столичного горкома партии. Тогда в городе проживало более 200 тыс. человек, 80% были представители европейских национальностей. Кыргызов-горожан было мало. И если честно признаться, город мало походил на столицу. Поэтому одним из вопросов, стоял вопрос о благоустройстве города. Три с половиной года я проработал на этой должности. Конечно, работы было много, были положительные результаты. Начались сдвиги в развитии экономики и культуры города, повышения благосостояния горожан, но этого было мало, требования росли, а недостатки оставались. Должен заметить, что работа в партийном аппарате, хотя и была очень трудной, но не скупилась на события, вызывавшие порой одновременно смех и досаду. Как руководитель я понимал, что творится безобразие, а чисто по-человечески, смеяться хотелось, такие глупые ситуации складывались. Ведь простые человеческие чувства и мне не чужды, только сдерживать себя приходилось намного чаще. Но я для себя уяснил одно, что всю оставшуюся часть моей жизни, я посвящу своему народу.

— Май 1961 года для вас особенный. С этого месяца, почти 25 лет – они стали для первого секретаря ЦК Компартии Киргизии трудовыми буднями. Турдакун Усубалиевич, что они значат для вас?

— С первых дней работы на своем посту я понял, что надо кардинально менять отношение к работе и что первым делом надо преодолеть отставание электроэнергетической базы в стране, как там у Ленина: Советская власть плюс электрификация всей страны? Поэтому, прежде всего, принял меры по ускорению строительства Фрунзенской ТЭЦ, Уч-Курганской ГЭС, Прежевальской и Каиндинской ТЭЦ. Добился решения вопроса о начале проектирования Токтогульского гидроузла на реке Нарын в составе водохранилища емкостью 19 млрд. кубометров воды и гидроэлектростанции мощностью 1 млн. 200 тыс. кВт. Особая роль отводилась в дальнейшей индустриализации республики, развитию машиностроения, сельского хозяйства, наша страна очень богата полезными ископаемыми, поэтому необходимо вести геологические работы по добыче полезных ископаемых, переработке редкоземельных металлов. Республика располагает огромными запасами бурых окисленных углей, в которых содержится до 50 % гуминовых кислот. При обработке таких углей аммиачной водой и сочетании их с фосфорными соединениями, можно получить комплексные органоминеральные удобрения. Таким образом, можно было бы решить вопрос об организации в республике производства гуминовых удобрений. Правда, об одном я сожалею. После того, как американцы в 1945 году сбросили атомную бомбу на Хиросиму и Нагасаки, стране срочно понадобился уран. К несчастью, его нашли в Кыргызстане. Теперь Каджи-Сайское, Майли-Сууйское и другие хвостохранилища остались нашей болью. 

Сегодня, я могу в цифрах показать все, что было простроено, произведено и выращено в стране за все годы. Кыргызстан выполнил все поставленные задачи. В стране были введены в строй 40 машиностроительных заводов, на которых работали 24 тыс. человек, в том числе завод Ленина, выпускающий продукцию станки, патроны для военно-морского флота на сумму более чем на 220 млн. рублей, завод Физприборы, Кантский цементно-шиферный завод мощностью 1 млн.200 тыс. тонн цемента в год, Токмакский стекольный завод, 7 мясокомбинатов. Поскольку наша республика аграрная мы уделяли большое внимание развитию овцеводства, более 25 тыс. тонн высококачественного мяса, 40 тысяч тонн белоснежной мериносной шерсти отправлялись в различные республики. Строились школы, открывались высшие учебные заведения: политехнический, сельскохозяйственный, медицинские институты, техникумы и средне-технические учебные заведения, готовящие рабочие кадры. Особое внимание уделялось науке. К сведению, наши кыргызские ученые, разработали агрегат «Луна-24», который взял грунт с поверхности Луны, поэтому было построено здание Национальной академии наук, Белого дома, драмтеатры, Центральная библиотека, ЦУМ «Айчурек», «Цирк», строились жилые дома, разрастались микрорайоны. Введены в эксплуатацию аэропорты «Манас», в Оше, Ляйляке, Нарыне и Пржевальские. Я уже не говорю, что решались вопросы коммуникаций, водопроводной сети, строительства дорог, да разве всего перечислишь…

— С кем из генеральных секретарей ЦК КПСС вам пришлось работать?

— Почти со всеми: Никитой Сергеевичем Хрущевым, Леонидом Ильичом Брежневым, Юрием Владимировичем Андроповым, Константином Устиновичем Черненко и даже 8 месяцев с Михаилом Сергеевичем Горбачевым. А вот с ним у меня не сложились нормальные партийные отношения.

— В чем они выражались?

— Взять хотя бы один факт. Сельское хозяйство Кыргызстана было ведущей отраслью экономики. Жизнь выдвигала все новые и новые проблемы развития этой отрасли. Соблюдая элементарный порядок, сложившийся в партии, я прежде всего обращался к Горбачеву с просьбой поддержать решение этих вопросов, вынесенных мною на рассмотрение ЦК КПСС и союзного правительства, но, к сожалению, наши предложения не получали поддержки. Таковых было множество. Дело кончилось тем, что по поручению ЦК КПСС, а также бюро ЦК Компартии республики было внесено предложение — освободить товарища Усубалиева от обязанностей первого секретаря в связи с уходом на пенсию.

— Над чем вы работаете в данное время?

— Дописываю третью книгу «Кыргызстан в моем сердце». Первые две, уже в печати. Я ничего не выдумал, все написал так, как было.

— Если бы жизнь повернула вспять, и вы могли бы начать жизнь сначала, что бы вы могли изменить в своей жизни?

— Ничего. Я просто об этом не думал. Я жил и работал ради своей страны и ради своего народа. Тут альтернативы быть не может. 

Турдакун Усубалиевич проводил меня до калитки. Прощаясь, я не выдержала и спросила:

— Скажите, пожалуйста, у вас есть заветное желание?

Щурясь от яркого солнца, Турдакун Усубалиевич ответил: «Безусловно. Как бы я хотел, чтобы мне показали все, что сделано государством для народа за годы суверенитета. Увидеть воочию все стройки нового тысячелетия».

Нурия Шагапова

Сентябрь 2009 года


Количество просмотров: 10876