Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Критика и литературоведение, Литературоведческие работы / Публицистика
© Бахадыр Мусаев, 2009
© Информационный ресурс www.centrasia.ru, 2009

Бахадыр МУСАЕВ

Боль и любовь узбекского поэта Едгора Обида

Статья о жизни и творчестве выдающегося поэта Узбекистана Едгора Обида, лауреата премии Human Rights Watch (р. в 1940 году). Перепечатана с разрешения сайта www.centrasia.ru.

Постоянный адрес статьи: http://www.centrasia.ru/news.php?st=1257345540

 

Поэт, Хлопкорабы, Гламурная Дива и Другие.

БОЛЬ И ЛЮБОВЬ ЕДГОРА ОБИДА

Много лет не выходит у меня из головы, стоит перед глазами картина с поэтом, обличающего подлость и жестокость тех, кто направил оружие на мирный народ. Будто и сейчас слышу его голос и рефрен строк: "Ит, от! От, ит!" ("Собака, стреляй! Стреляй, собака!"). Это — Едгор Обид выступает 7 марта 1990 года перед жителями Паркента — одного из районов Ташкентской области республики Узбекистан. Здесь 3 марта 1990 года войсковая часть, именуемая батальоном быстрого реагирования, получила приказ открыть огонь на поражение мирного населения. По официальным данным погибло 4 человека. Согласно негласным данным, полученным от очевидцев событий, число убитых составило 60 человек, раненых — около 200 человек.

Прошло почти два десятка лет, но не выходит у меня из головы та картина зала местного исполкома с поэтом, находящимся в окружении своих друзей и коллег — бирликовцев. Я вижу поэтессу Гульчехру Нуруллаеву, певца и поэта Дадахана Хасана, кинодраматурга и оператора Абдулазиза Махмудова, одного из руководителей "Бирлика", кибернетика, д.т.н. Абдурахима Пулата, адвоката Миралима Одылова, физика Дамина Нарзикулова, правозащитника Толиба Якубова и другие лица, составляющие основной костяк Народного движения "Бирлик". Еще мгновение и Едгор Обид поднимется на трибуну…

Выступает поэт и с первых слов заметно, что Народ Паркента принимает его. Никто не осмеливается оборвать, заглушить его голос, люди внимают ему, потому что он "давит" и берет их за сердце, проникая в самые глубинные, неотмершие еще корни души.

Так и стоит он сегодня перед глазами, спустя почти 20 лет, настоящий, искренний, чувствительный и, без сомнения, человек мужественный, выбравший раз и навсегда позицию, которая отстаивает правду. Жизнь показала, свидетельствует она и ныне, что Едгор Обид, поэт – нонконформист, не умеющий молчать, когда надо сказать эту правду, как она есть

Я хотел бы сейчас продолжить в таком духе, хотя надо признаться, что мой недавний опыт, связанный с попыткой написать заметку о нем, очень развеселил Едгора Обида. Ознакомившись с рабочим вариантом моего текста, который я послал ему по электронной почте, он незамедлительно откликнулся с юмором: "Бахадыр, ты чуть ли не возводишь меня на пьедестал при жизни, к тому же, наверное, забыв, что я давно не занимался спортом. Право, будет трудно нести эту ношу в моем возрасте…".

Я, отнюдь, не литературовед и, не скрою, примитивен в поэзии. Быть может, на самом деле, это – не моего ума дело. Может быть, может быть, но в оценке Человека и Поэта Едгора Обида не ошибусь, если скажу: он один из немногих современных отечественных писателей и поэтов, кто сохранил в своем творчестве высокий смысл слов "Гражданин", "Гражданственность", кто был и остается в своих поступках достойным искомого смысла названных слов с большой буквы. Поэтому я решил не принимать во внимание скромность поэта и не ставить его в известность о своем намерении воспроизвести этот текст. Пусть, это и будет мнение не специалиста, читай, не литературного критика и все же…

Мне не удалось подкрепить свои оценки ссылками на суждения о нем из отечественного литературоведения, по вполне объяснимым причинам. Соответственно нет ни слова о Едгоре Обиде и его творчестве в государственных СМИ Узбекистана, если не считать того, что несколько лет назад о нем нашим соотечественникам в течение целого года невольно напоминала дочь известной персоны власти, когда она, представляя себя слушателям и зрителям в качестве певицы под псевдонимом "Гугуша", исполняла песню "Не забывай". Среди других хитов узбекской эстрады названная песня получила тогда наибольшую популярность. Вскоре, раскрылся и секрет успеха, о котором не ведала сама незадачливая певица. Ведь, автором слов оказался не кто иной, как поэт Едгор Обид, тот самый, что по жизни является мнимым или реальным врагом пресловутых "друзей народа", к тому же, в бытность смутных 90-х, приговоренный ими заочно к 13 годам заключения за не совершенные преступления.

Несмотря на то, что, на Родине, Едгора Обида, скажем так, замалчивают, он был и остается, как пишут зарубежные источники, одним из известных и, наверное, значительных современных поэтов Узбекистана.

Вот, что сообщают о современном узбекском поэте, каким образом характеризуют его творчество названные источники. Некоторые из них лаконично, но емко пишут, например, следующее.

Родился поэт 15 декабря 1940 г. в Ташкенте. Владел многими профессиями, начиная от рабочего – строителя. Со второй половины 70-х гг. по 1981 г. обучался в литературном институте имени М. Горького в Москве. Его книги начинают появляться и пользоваться большим успехом у читателей республик Средней Азии. Едгор Обид – современный поэт Узбекистана, который умеет связывать традиционные формы с современным содержанием. С конца 80–х гг. Едгор Обид становится активным борцом за права человека и демократию в рядах народного движения "Бирлик" (К слову сказать: поэт являлся одним из тех, кто стоял у истоков названного движения – примеч. автора). В первой половине 90 –х поэт покидает Родину, выехав через Кавказ в Москву, где он работает в течение нескольких лет в качестве обозревателя радио "Свобода" (эта его деятельность привлекает еще большее внимание со стороны властей Узбекистана. Вскоре на него совершено покушение. Его жестоко избивают. Видимо, это были сотрудники силовых структур Узбекистана, прибывшие в Москву для "нейтрализации" свободных журналистов, то бишь, претворяя в жизнь главную стратегическую установку внутренней политики первого президента "вправить мозги сотне смутьянов…" Позже в телефонном разговоре со мной Е. Обид шутил, вспоминая этот драматический эпизод своей жизни, который мог иметь летальный исход: "такая у нас, брат, судьба оппозиционеров, которых бьют земляки, лечат же друзья за границей. Мне, например, выбили все зубы узбеки, а новые вставили в Германии". – примеч. автора).

В 1996 г. Едгор Обид – лауреат премии Human Rights Watch. В 1997 г. едет в Австрию, где становится первым стипендиатом в рамках проекта Грац – города убежища. В 1998 -2000 гг. стипендиат в Gotzis в Форарльберге. В 1998 получает статус "Политический обитатель ночлежного дома" в Австрии. В 2007 г. становится членом PEN Клуба — Центра писателей немецкоязычных стран.

Поэт Едгор Обид является создателем понятия Baschismus, содержание которого складывается из игры слов "фашизм" и "большевизм"…

Литературно Едгор Обид связывает традиционные формы среднеазиатской поэзии с актуальным современным содержанием, грустными и легко запоминающимися стихотворениями. Содержание его творений вращается вокруг темы ностальгии по Родине, любви, страданий узбекского народа и надежды.

К сказанному я бы еще от себя добавил следующее.

Едгора Обида более полтора десятка лет разделяют многие версты и дали от Дома. Но, находясь в изгнании, он продолжает творить, духовно и кровно связанный с Родиной.

Он очень далеко от нас, но голос его нельзя оборвать, заглушить. И когда, например, я читаю его известные стихи, посвященные детству и юным хлопкорабам, будто слышу сквозь завывание степного ветра, сдавленный, стонущий зов детей. И как можно не услышать этот зов, если ежегодно, особенно в дни, когда раздается трубный рев очередных победных реляций с хлопковых полей, фанфарных пошлостей государственных СМИ, которые с подачи (указок) правительства, "смешивая ложь с ложью", не перестают вещать о достижениях страны, где жить стало де свободно и счастливо. А живая жизнь голосом поэта и словами его стихов говорит горькую правду, призывая выпрямить позвонки, поднять голову, не позволить больше глумится над детством, защитить…Строки его ряда стихов звучат в унисон духу статьи 32 Конвенции ООН о правах ребенка, которая гласит, что ребенок имеет право "…на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья… либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию". Не будем голословными. Приведем строки одного из его известных стихотворений "Маленькие Рабы", из содержания которого видно, что поэт несет в себе страдание детей и глубоко понимает губительность для них… Впрочем, пусть скажет сам поэт.

"Незрелый ум, надежды сладость-
    Погибло все. Ушли мечты.
    В конце пути как мало их осталось.
    В колонне – юные рабы.
    ……………………………

Терзал детей мороз, рвал ветер.
    И вой был гимном той ходьбы.
    И дрожь ручонок так заметна.
    В колонне – юные рабы".

(Перевод Андрея Анварова).

Очевидно, то, что происходит с республикой Узбекистан и его гражданами, не может не тревожить, не вызывать ответные мысли и чувства поэта, не отражаться на его творчестве, где, в частности, нашла, как мы видим, с особенной пронзительностью тема эксплуатации детей, детского труда, прозябания молодого поколения узбекистанского общества, обусловленная преступной безответственностью власти за будущее страны.

Едгор Обид — наш Брат и Друг, как бы Вы ни шутили относительно тяжести ноши, которую я пытался на Вас "взвалить", желая дать свою собственную точку зрения относительно вашего творчества, тем не менее, рискну сказать следующее.. Как бы мне ни остерегаться преувеличить Ваш масштаб, как Поэта, Гражданина и просто как Человека, все равно снова и снова повторю: Вы настоящий, искренний во всех своих ликах. А Ваши поэтические творения, на мой взгляд, интересны, поистине интересны оттого, что говорите и несете людям свое, то сокровенное свое, которое также волнует многих до глубины души, ибо касается светлого порыва и любви к отчему дому. Все это, выражено Вами с такой силой и формой проявления, что не может не волновать каждого, соприкоснувшегося с вашими творениями, тем более, если говорить о круге многочисленных ваших поклонников. В действительности, живое слово не может не воспитывать, заставляя стремиться к тому, чтобы, как говорят, жить по совести. Ясно, чтобы жить подобным образом, необходимо иметь честь, достоинство и обладать способностью их отстаивать. Всему этому учат далеко не легкая Ваша посильная служба Слову, если быть точнее, учит Ваше Слово и, не менее того, личные примеры жизненного поведения в экстремальных ситуациях, каковым является, конечно, в первую очередь, сама жизненная стойкость в условиях переживания вынужденного изгнания.

Безусловно, как представляется мне, каждый, кто имел возможность читать Ваши проникновенные строки о детстве, о матери и ее колыбельных песнях, не может не испытывать вслед тоже щемящую боль не без веры и надежды в лучший исход, так как, по сути, речь идет об Отечестве, а значит и нашей судьбе, будущего наших детей.

Низкий поклон и многие лета Вам, Маэстро!

 

Бахадыр Мусаев, социолог. 

Ташкент, 30. 10. 2009

 


Количество просмотров: 4007