Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Публицистика / Документальная и биографическая литература, Биографии, мемуары; очерки, интервью о жизни и творчестве
© Тимирбаева Н.В., 2010.
© «Моя столица – Новости (МСН)», 2010.
Материал публикуется с разрешения автора и редакции
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 17 апреля 2010 года

Наталья Вячеславовна ТИМИРБАЕВА

Кульбюбю Бектурганова: Призвание – быть женщиной

Статья об известной журналистке, писательнице, кандидате исторических наук, авторе серии книг «Дочери земли кыргызской». Опубликована в газете «Моя столица – Новости (МСН)» 16 апреля 2010 года.

 

Чего хочет женщина, когда ей 70 лет? Когда есть трое детей, подрастают девять внуков. Когда за плечами долгая трудовая жизнь. Здоровья? Счастья и благополучия родных? Успехов внуков?

Конечно, Кульбюбю Бектурганова всего этого тоже хочет. Но у нее много и других планов. Недавно она защитила кандидатскую диссертацию, выпустила очередную книгу и задумала новые очерки в придуманной когда-то ею серии “Дочери земли кыргызской”.

 

Работница

Кульбюбю Бектурганова считает, что ее карьера началась в 1962 году, когда она опубликовала в газете “Строитель” статью “Качество панелей? Низкое…”. Вчерашняя выпускница Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева, только-только ставшая инженером Центральной строительной лаборатории треста “Фрунзегорстрой” позволила себе раскритиковать в прессе работу цеха крупнопанельного домостроения.

Поскольку газета была органом партийного комитета, объединенного постройкома и Управления треста, то вышестоящее начальство обязано было отреагировать на критику. Было устроено специальное собрание. “Что не посоветовалась?” — недовольно бросил девушке один из ответственных работников предприятия. Бектургановой грозили крупные неприятности, если бы за нее не вступился председатель парткома Иванов: “Хоть одно слова в статье неправда? Молодой специалист права. Мы должны гордиться такими принципиальными и знающими работниками. Прислушиваться к их мнению”. В общем, скоро в этой же газете вышла заметка, где говорилось, что все факты, приведенные в статье Бектургановой, подтвердились. Приняты меры для устранения недостатков. А еще через некоторое время на предприятие приехал министр строительства Суюмбай Сыдыгалиев. Зайдя в цех крупнопанельного домостроения, он первым делом поинтересовался: “Кто здесь Бектурганова?”.

— Потом меня позвали работать в академию наук. Но я отказалась, поскольку полагала, что без меня крупнопанельное строительство в республике остановится, — смеется Кульбюбю Арыковна. – Контролировала все. Качество работы лаборантов, подбор состава бетона, правильность складирования утеплителей…

Чтобы повлиять на подготовку будущих технологов, Бектурганова начала читать лекции во Фрунзенском политехническом институте на кафедре строительного производства.

— И преподавать, и работать было потрясающе интересно, — рассказывает она. – Среди слушателей было много моих рабочих, так что лекции у нас получались предметными, конкретными. Кроме того, в республику в те годы приехали работать блестящие специалисты из Сибири. Они были настоящими энтузиастами, знатоками своего дела.

Естественно, на активистку Бектурганову обратили внимание и партийные боссы. Ее все настойчивее стали предлагать работать в горкоме Компартии Киргизии.

— Решила поступить хитро. Сказала, соглашусь, если отправите меня учиться в школу партийной молодежи. Думала, что после этого от меня отстанут. Но в горкоме приняли мои условия, и я уехала учиться в Алма-Ату. У меня к тому времени уже родился сын Турат. Приходилось жить на два города. Лекции учила в дороге.

Бектургановой как ответственному работнику горком сразу же выделил трехкомнатную квартиру.

— У нас с мужем в тот момент был только один ребенок, поэтому нам полагалось двухкомнатное жилье, — говорит Кюльбюбю Арыковна. – Поэтому я отказалась от лишней жилплощади в пользу многодетной семьи. Всегда была идейной. В студенческие годы во время каникул все спешили домой, а я ехала целину поднимать.

Кстати, свою принципиальность Бектурганова проявляла не раз. Работая инженером треста, она жила в стареньком родительском доме, который давно нуждался в ремонте.

— Однажды бригада строителей, которая строила дом по соседству, предложила отремонтировать мое жилье. Думаю, что действовали они от чистого сердца. Их бригадир когда-то работал с моим отцом и относился ко мне по-родственному. Но дело в том, что я по своим служебным обязанностям контролировала железобетонные конструкции, которые использовались на стройках города. Подписывали соответствующие разрешения. Поэтому их услуга могла расцениваться как завуалированная взятка. Естественно, я отказалась от помощи.

 

Активистка

В 1982 году в издательстве “Кыргызстан” выходит небольшая брошюра К. Бектургановой “Дочери земли киргизской”. К настоящему моменту Кульбюбю Арыковна опубликовала более 90 статей. Она автор шести и соавтор двух книг. Создатель сценариев телеочерков. Все ее проекты объединяет одна героиня – женщина Кыргызстана.

— Интерес к этой теме возник не случайно. Во-первых, я сама — первая женщина-кыргызка, ставшая инженером-технологом по крупнопанельному домостроению, — рассказывает Бектурганова. — Во-вторых, жизнь заставляла меня заниматься этим вопросом. С 1973 по 1985 год я работала в ЦК КП Киргизии, занималась непосредственно резервом женских кадров по республике. Была членом президиума Комитета советских женщин, членом Комитета женщин Кыргызстана, членом Федерации женщин КР, возглавляла делегацию советских женщин в Ангольскую Народную Республику. Кроме того, я глубоко убеждена, что отношение к женскому движению – это один из важных правовых и моральных критериев, по которым можно судить о государстве. В кочевой цивилизации женщина была не только хранительницей очага, но и советчицей мужа. Кыргызки никогда не прятали лицо под паранджой или чадрой, умело держались в седле и, более того, имели право охотиться наравне с мужчинами. Кыргызы боготворят женщину–мать, называя ее Умай Эне, землю – Жер Эне, а родной язык – Эне тил, язык матери. В памяти кыргызского народа сохранилось имя бесстрашной женщины, воительницы из Кетмень-Тюбинской долины, Сайкал. В критический для соплеменников момент Сайкал, облачившись в мужские военные доспехи, сумела организовать отпор отряду иноземцев, пришедших захватить ее раненого мужа. Возможно, образ исторической Сайкал стал прототипом девы-богатырши Сайкал из эпоса “Манас”. Кстати, в кыргызском эпосе не раз выражается мысль, что Манас достиг славы богатыря благодаря Каныкей. Друзья Манаса, весь кыргызский народ говорит: “Каким быть царю – зависит от женщины”.

В советские годы Кульбюбю Бектурганова писала об отважных, смелых женщинах, боровшихся за свое раскрепощение, за преодоление поголовной неграмотности населения. Среди них Турсун Осмонова, Сабира Тельтаева, Уркуя Салиева, Букеш Мунайтпасова, Галия Ибрагимова и многие другие. Бектурганова рассказывала о балерине Бюбюсаре Бейшеналиевой, скульпторе Ольге Мануйловой, военном хирурге Рафе Айдарбековой, создательнице библиотечного дела в КР Урияпсе Сагынбаевой, военной летчице Евдокии Пасько…

— В последние годы благодаря усилиям женщин-активисток для решения “женского вопроса” в Кыргызстане делается много, — полагает Кульбюбю Арыковна. – Особенно возмущает проблема насилия в семье, “умыкание невест”, которое якобы является кыргызской традицией. Обретение государственной самостоятельности используется некоторыми идеологами для пропаганды идеи “возвращения к истокам”. Однако цель никогда не может находиться позади. Мы должны двигаться вперед.

 

Мать

Особая гордость Кульбюбю Арыковны – ее дети и внуки.

— Мое имя было даже включено в сборник “Мамы Кыргызстана”. Как матери Турата Касымбекова. Он у меня доктор наук, директор Медцентра Кыргызской медакадемии, известный в республике шоумен. Турат прекрасно играет на фортепиано, с отличием закончил музыкальную школу им. Шубина. Ему прочили будущее выдающегося музыканта. Но выбрал профессию врача. Как и мой брат, в честь которого я назвала сына. Турат Бектурганов ушел на войну со второго курса лечебного факультета мединститута. Он погиб на фронтах Великой Отечественной. Дочь Жылдыз – преподаватель международной школы “Мирас” Фонда образования президента Казахстана Н. Назарбаева в г. Алматы. Дочь Чолпон – режиссер кино и телевидения. У меня замечательная сноха Индира и прекрасные зятья. И главное мое богатство — девять внуков и внучек. Наверное, это они не дают мне стареть. Знаете, недавно внучка Адинай, она, кстати, говорит на шести языках, заявила мне: “Не сделаешь, как я прошу, назову тебя старухой”. И я вдруг поняла: это для меня, и правда, самое страшное.

Стареть Кульбюбю Арыковна действительно не собирается. В 2008 году поступила в аспирантуру Кыргызско-Российского Славянского университета. В июне 2009 г. ей была присуждена ученая степень кандидата исторических наук. Готовит новую книгу. Пишет ряд статей о женщинах-фронтовиках. Недавно ее пригласили читать лекции в один из университетов республики. В общем, планов – множество.

 

Наталья ТИМИРБАЕВА

 


Количество просмотров: 2914