Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Искусствоведческие работы, Изобразительное искусство
© Уварова Н., 2001. Все права защищены
© Шкурпела К., 2001. Все права защищены
Статья и изображения картин приводятся с разрешения К.Шкурпела
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 9 мая 2010 года

Наталья УВАРОВА

Константин Шкурпела: Живопись. Графика. Объекты

Иллюстрированный альбом с полотнами художника

Статья выдающегося искусствоведа Натальи Уваровой, безвременно ушедшей в 2001 году, о творчестве ярчайшего представителя изобразительного искусства современного Кыргызстана Константина Шкурпела. Предваряет иллюстрированный альбом с полотнами художника.

Публикуется по книге: Константин Шкурпела: Живопись. Графика. Объекты. – Б.: Атлас Бишкек, 2001. – 84 с.

 

Художник Константин Шкурпела принадлежит к тем людям, которых трудности не смущают и не останавливают, а только добавляют азарта в стремлении их преодолеть. Благодаря углубленной работе над принципиальными основами своего изобразительного языка, собственной образной системой, в последние годы отчетливо проявилось своеобразие творческой индивидуальности этого художника, стал заметнее тот вклад, который он вносит в развитие современного искусства Кыргызстана.

Его композиции подчиняются прежде всего экспрессии, темпераменту видения и переживания натуры, лежащей в основе всех его работ. Сознательно внося некоторые принципы этюда, он стремится придать форме максимальную выразительность, совместить пластическую и эмоциональную задачи, писать фактурно, пастозно, используя собственные живописные приемы в лепке форм, которые, впрочем, могут в целом восприниматься и графичными, оконтуренными.

«Художник – это тот, кто открывает множество пластических возможностей» – слова, сказанные Константином Шкурпелой, могли бы стать эпиграфом к его творчеству. На первый взгляд, кажется, что все композиции сделаны быстро, на одном дыхании, однако это ошибочное впечатление. Иногда работа может длиться и несколько месяцев. В дело идут не только традиционные материалы живописца – холст, краски, но и всякая отжившая свой век вещь (лампа, дверные ручки любых форм, крючки, радиодетали и пр.), которая будучи включенной в композицию, обретает новый изобразительный или символический смысл.

Всерьез взявшись за изучение истории социализма и обратившись непосредственно к трудам его теоретиков и даже просто читая поваренные книги или «Советы домохозяйкам» советских лет, пестрящие цитатами из ленинских сочинений, Константин Шкурпела находит в их взглядах на различные аспекты человеческого бытия немало интересного и неожиданного. Эти цитаты художник органично включает в свои композиции, которые звучат острее, обнаруживая цинизм и лживость принципов, по которым надлежало жить не одному поколению. Стремление государственных мужей упорядочить и строго регламентировать все стороны жизни советских людей порой доходило до абсурда. Круша вековые "предрассудки", особое внимание коммунисты уделяли женскому вопросу. По их представлениям, женщина должна была не только получить равные с мужчинами права, но и стать свободной от многих "мещанских ценностей", от своей женской природы.

Исполненные в подчеркнуто жесткой, размашистой манере, женские торсы Шкурпелы как бы пропитаны энергией, экспрессией эпохи социализма, а ограниченно охристо-серая (как бы "осталенная" цветовая гамма) не допускает и намека на чувственность, негу, наслаждение, таящиеся в женском теле. Да что вы, право, какой гедонизм! Ведь Ленин сказал, что "часто наблюдаемый избыток половой жизни не приносит с собой жизнерадостности и бодрости, а наоборот, уменьшает их". Органично соединив изображение и текст, часто используя коллаж из различных бытовых предметов для усиления эмоционального воздействия, Константин Шкурпела достоверно, жестко воссоздает как бы часть, фрагмент самой атмосферы эпохи, какой она представляется на некотором временном удалении.

Жизненность этой позиции доказывают прошедшие в Кыргызском Национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева выставки, вызвавшие огромный интерес у зрителей: «Лабиринт», групповая, 1998 года, «Рыботерапия — сеанс 1» (совместно с Дашей Шкурпела) 1999 года, «Nature Morte — живой объект», 2000 год, «Торс. Habitat» (совместно с Турдукан Борубаевой), 2001 год. В «котле» художника много всякой всячины и только от меры его таланта, способностей зависит, какое «блюдо» будет предложено для пробы. Художник не ставит своей задачей «обличать», «развенчивать», но всякий, имеющий глаза, не может не увидеть, хотя в данную книгу вошло менее 10 % всего созданного художником.

Присмотритесь к его картинам, вживитесь в их пространство — это пространство нашей с вами жизни, наших проблем, бед, забот, тревог и наших надежд.

Наталья Уварова

 

Открыть альбом в формате PDF

 


Количество просмотров: 3717