Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Публицистика / Философские работы
© Гарматюк В., 2010

Владимир ГАРМАТЮК

Национализм и его корни

В чем корни национализма? В деспотизме, униженности и невежестве, считает автор статьи. Первая публикация

 

«А, входя в дом, приветствуйте его, говоря: ...» (От Матфея, 10:12) — Мир Вам

Мир Вашему дому.

Национализм бывает двоякий – от раба и от господина.

В деспотизме, униженности и невежестве таится зародыш национализма.

Корысть, власть, богатство господ, нищета и униженность рабов – суть и корни национализма.

В господа и в рабы попадают не по национальности, а по алчности, высокомерию, невежеству и малодушию. Речь разных наций отличается друг от друга в одном – звучит ли в словах говорящего правда или ложь. В остальном – различия нет.

…«Источником лжи всегда бывает желание распространения своей воли» (немецкий мыслитель, философ Артур Шопенгауэр, XVIII век).

Национализм раба – самая примитивная движущая сила, исходящая из ненависти голодного, униженного, невежественного человека. Бесправные люди, от зависти, обиды от угнетенного состояния вымещают злобу на невинных людях, – единственно говорящих на другом языке. Рабской душе безопаснее сделать зло слабому, чем пойти против власти господина и своего порока. Внутри националистской сущности живет животный страх.

Подобное холуйское поведение прослеживается и у собак, униженных дрессурой, которые в злобе нападают на меньших, на слабых, на детей.

Больший по масштабу зла уровень национализма господ. Как заставить слуг воевать со свободой людей? – Надо разжечь у них ненависть (движущую энергию раба). Диктаторы наущают рабов к войне, обманывают их патриотическими лозунгами, связывают их волю присягой и клятвами, соблазняют довольством или принуждают оружием, лживо говоря: «Он твой враг, он чужой, он говорит на другом языке, он свободный, подчини его мне или убей!»

— Почему он враг?

— Он свободен, он говорит правду, поэтому он враг нашего тщеславия и корысти.

Из этого следует, что задача всякого диктаторского режима для удержания в руках богатства и власти – содержать людей в темноте и невежестве. Побеждённый страхом человек способен стать рабом и националистом.

Как бороться с национализмом? – Свободой слова, правдой и просвещением.
Человека свободного и знающего – не сделать рабом порока или господина, а значит, не станет он и националистом.

Чем сильнее деспотизм и несправедливость власти, тем меньше свободы в обществе, тем больше нищета и унижение, и тем ярче проявляется национализм.

 

Владимир Гарматюк

Россия, 14.06.2010

 


Количество просмотров: 2516