Главная / Публицистика
Книга публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 21 июля 2010 года
Нам нужен гражданский союз
В данный сборник включены статьи, опубликованные на страницах республиканских газет, выступления на заседаниях Законодательного собрания Жогорку Кенеша в 1995 — 2002 годах известного общественного и политического деятеля, одного из основателей общественного и общественно-политического движений "Ашар" и Демократическое движение Кыргызстана (ДДК), партии «Демократическое движение Кыргызстана» – бывшего депутата Законодательного собрания Жогорку Кенеша Жыпара Жекшеева. Книга рассчитана на активистов НПО, государственных служащих, студентов, преподавателей учебных заведений, на широкий круг читателей, интересующихся общественными процессами в современном Кыргызстане.
Жекшеев Жыпар. Нам нужен гражданский союз. – Бишкек, 2003. – 96 с. Авторизованная редакция Э.А.Сарыбаева
ББК 66.3 (2Ки)
Ж-49
ISВN 9967-20-870-8
Ж 0803010200-03
Тираж 1000 экз.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Гимн Кыргызской Республики
2. В политике одинаково важно вовремя промолчать и вовремя сказать. АКИ 1995
3. О законе о статусе судов. 19.0.97
4. О государственном социальном страховании. 22.01.97
5. О законе об образовании 22.05.97
6. Восточный синдром или неудачная попытка продлить полномочия. 1.09.98
7. Зарождается улыбающаяся диктатура. 08.09.98
8. Права человека в Кыргызстане: декларация и реальность. 14.12.98
9. Демократии нет альтернативы. СК. 08.06.99
10. Двойной портрет на фоне Жогорку Кенеша. Респ. 28.12.99
11. Выборы президента. 1.09.2000 г.
12. Аксыйская трагедия не должна повториться. 20.08.02
13. Этой власти есть, что терять. Респ.04.09.02
14. Кулов мне друг, но истина дороже. Респ.04.09.02
15. Акаев, как всегда, верен себе. МС.11.09.02
16. Почему я за отставку Акаева. Респ. 01.10.02
17. Только вместе мы сила. МС, 18.11.02
18. Кыргызстану необходима эффективная оппозиция. Респ. 05.11.0
19. Не совершайте очередную глупость. МС 11.12.02
20. Как и кто привел к власти Акаева. Лица 13.11.02
21. Нам нужен гражданский союз. МС 18.11.02
22. Устав Гражданского союза
23. Послесловие
ГИМН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Высокие горы, долины, поля –
Родная заветная наша земля.
Отцы наши жили среди Ала-Тоо,
Всегда свою родину свято храня.
Припев:
Вперед, кыргызский народ,
Путем свободы — вперед!
Взрастай народ, расцветай,
Свою судьбу созидай!
Извечно народ наш для дружбы открыт,
Единство и дружбу в сердце хранит.
Земля Кыргызстана, родная страна,
Лучами согласия озарена.
Мечты и надежды народа сбылись,
И знамя свободы возносится ввысь.
Наследье отцов наших передадим
На благо народа потомкам своим.
Дорогие мои соотечественники!
У подножия величественных, покрытых вечными льдами, белоснежных гор Ала-Тоо, переходящих в благодатные долины с кристально чистыми озерами и реками, живем мы, продолжатели родов одного из древнейших народов планеты — кыргызов. И нет, пожалуй, ни одного ущелья, ни одного перевала на этой суровой горной земле, где бы ни была пролита кровь, и ни были захоронены останки наших предков, переживших на своем веку немало драматических страниц своей истории. Ценой собственной жизни отстояли они и сохранили для нас, потомков своих, живущих ныне в Кыргызстане, поистине райский уголок земли.
"Бог дал нашим предкам — кыргызам одно из самых удивительных своих творений — озеро Иссык-Куль, увидев, как беспечно они проспали, когда делил он землю между людьми. Бог сжалился над своими нерадивыми детьми, опоздавшими получить свою долю, и отдал последнее, что оставил для себя". Так гласит старинная легенда, внося свой штрих к характеристике психологического портрета народа.
А в более реальной истории, отображенной в десятках различных эпосов, дошедших до нас из тысячелетней древности, проходят красной питью исконно демократические принципы, так глубоко пустившие свои корни в жизнедеятельности кыргызского народа на всех этапах его исторического развития. Так что демократия для нас не новое понятие: она в нашей крови, в наших генах, она движет нашими поступками, она и сохранила нас как этнос вопреки всем проделкам истории, выпавшим на долю наших предков, выкристаллизовывая национальное сознание, вылепливая жизнеспособные, глубоко нравственные традиции, культуру, мировоззрение, очищая их, как зерна от плевел, развивая тот духовный стержень, который наполняет смыслом и содержанием саму жизнь.
Главная непреходящая ценность в жизни нации заключается не только в наличии организационно-структурных внешних атрибутов государства, история которого насчитывает у кыргызов более двух тысячелетий, не только в политической конъюнктуре того или иного исторического этапа, но и в том уровне внутреннего духовного состояния общества, которое и определяет настоящее и будущее народа.
Жыпар Жекшеев
Политический, социально-экономический кризис в государстве, сложившийся в Кыргызстане за последние годы, не имел бы такие масштабы и такую глубину, как сегодня, если бы само общество не попало в глубокую социальную депрессию, политическую апатию, а заняло бы активную гражданскую позицию по всем животрепещущим вопросам нашей бурной и сложной действительности. В обществе годами накапливались нерешенные социально-экономические и политико-правовые проблемы, морально-нравственное разложение приобрело угрожающие масштабы. Коррупция разъела государственную машину по всем вертикалям и горизонталям. Сотни тысяч квалифицированных специалистов не могут найти работу. Тысячи и тысячи беспризорных детей попрошайничают на улицах и базарах.
Взаимопонимание между обществом и государством, гражданами и властными структурами практически потеряно. Проблемы эти официально признаны властью, они фактически достигли своей кульминации, вылившись в кровавые аксыйские события, унесшие жизни ни в чем неповинных молодых наших соотечественников. Эти трагические события и все, что происходило после них, потрясли каждого, кто еще не потерял способность чувствовать, мыслить. Если история нынешней мировой цивилизации поделилась на "до" и "после" 11 сентября 2001 года, когда произошла трагедия в Нью-Йорке, то современная история Кыргызстана, хотим мы этого или не хотим, поделилась на "до" и "после" 17 марта 2002 года, когда случилась аксыйская трагедия.
Наивно полагать, что вместо плохого царя придет хороший царь, все поставит по своим местам и восторжествует всеобщая справедливость во всем. Ведь не зря в народе говорят: "Каждый народ заслуживает того правителя, которого имеет". Причины извержения вулкана, выплеснувшего наружу всю накопившуюся исподволь энергию социального, правового и политического негатива в аксыйской трагедий, лежат в глубине нашего преступно примиренческого отношения к действиям отдельных политиков, отдельных чиновников, позволяющих себе самоуправствовать в угоду своих желаний в противовес интересам общества, интересам государства ровно настолько, насколько позволяет наше безмолвствующее равнодушие, которое воспринимается ими не только как согласие, но и, зачастую, как одобрение. У нас, у граждан своего Отечества, есть только один способ предотвратить дальнейшее углубление указанного кризиса — это уничтожить на корню причины, благоприятствующие этому явлению. Опуская ту часть ответственности, которая зависит исключительно от встречного движения к обществу со стороны государственных политических институтов, мы должны четко обозначить перечень тех мер, которые под силу нам самим, гражданам Кыргызстана, которые зависят от нашей воли и осознанной ответственности.
Гражданское общество может быть сильным, если его знаменем будут такие свойственные человеческой природе ценностные понятия, как патриотизм по отношению к своему Отечеству, гордость за свой народ, за историю своего государства, честь, совесть и порядочность, способные сохранить в каждом из нас лучшие человеческие качества и личная ответственность за передачу этих человеческих качеств своим потомкам, последующему поколению.
Только тогда, когда мы сможем искоренить в каждом из нас, искоренить в самом себе склонность к равнодушию, лицемерию, приспособленчеству, к неуемному желанию, а может быть, в большей степени, к привычке заливать все радости и горести нескончаемым потоком алкоголя, мы сможем подняться до следующего уровня — уровня гражданской ответственности, общественной активности и конкретных практических действий в жизни страны.
Но ни один шаг во всех перечисленных выше вопросах не возможен без борьбы, борьбы каждого из нас, прежде всего, с самим собой, без совместной борьбы тысяч и тысяч граждан с общественной апатией и вредными привычками и предрассудками. Мы тысячами нитей повседневных обычаев, традиций и привычек связаны друг с другом. Именно поэтому очень важно наше сегодняшнее объединение единомышленников, болеющих за судьбу Кыргызстана и выступивших с инициативой создать гражданский союз. Мне поручено организовать работу по созданию союза и подготовить конференцию с участием представителей со всех регионов страны:
Почему и для чего мы создали настоящее общественное объединение? Каждый, кто занимает активную гражданскую позицию, знает, что добиться справедливости в нашей стране невозможно в одиночку, невозможно ее добиться и в рядах политических партий, которые еще не достигли достаточной силы влияния на развитие общественных процессов. Да и цель политических партий — это только борьба за власть. Развитие общественно-политических процессов в Кыргызстане показало ошибочность тезиса о том, что время массовых общественных движений уже прошло.
Поэтому мы создали наш гражданский союз для консолидации здоровых сил общества, создали не для конфронтации и непримиримой оппозиции к существующей власти, а для конструктивного сотрудничества с ней в борьбе с первопричинами сегодняшнего кризиса, охватившего все наше общество. Не устранив основные причины, истоки всех нынешних бед, мы не сможем двигаться дальше в достижении более высокой цели. Испокон веков наши предки — кочевники в самые трудные дни для народа только вместе, только тесно сомкнув свои ряды, плечом к плечу старики и молодые, мужчины и женщины отражали нападения бесчисленных врагов, вместе затем заново обустраивали свою жизнь после годин лихолетья.
Мы призываем к объединению всех граждан Кыргызстана, кто независимо от занимаемого социального положения в обществе высоко ценит такие качества, как честь, совесть, порядочность, патриотизм и ответственность. Призываем всех, кто готов вопреки вызову нашего непростого времени встать в ряды желающих своими действиями остановить дальнейшее сползание нашего общества в пропасть манкуртизма, равнодушия, лжи, лицемерия, приспособленчества, коррупции, проституции, наркомании, пьянства и алкоголизма. Мы хотим способствовать тому, чтобы в нашей стране в действиях всех властных структур и любых социальных институтов не было закрытых от общественности зон, чтобы все решения принимались прозрачно и гласно, чтобы не было причин для конфликтов и недопонимания.
Я не случайно начал свой рассказ с текста государственного гимна страны. Не заложив в самом себе любовь к своему Отечеству, уважение к государственным символам его — гимну, гербу, флагу, мы не сможем привить такое отношение к стране у своих детей и внуков. Как говорится, с этого начинается Родина, и нам от этого никуда не деться. С этого мы и должны начинать.
Мы, и только мы, граждане своего Отечества, способны к собственному самоочищению, помогая и поддерживая друг друга. Мы, и только мы, граждане своего государства, должны осознать свою ответственность за судьбу Кыргызстана, ответственность за то, что мы должны и можем передать своим потомкам. Мы должны осознать в полной мере свои гражданские, политические, социально-экономические и культурные права, защищать и реализовывать их каждодневно, заняв активную гражданскую позицию в общественной жизни аила, города, страны. Мы уверены, что гражданский союз, соединив волю и действия самых активных, глубоко порядочных и действительно трезвых во всех смыслах этого слова граждан каждого города и аила, независимо от их возраста, пола и места проживания, независимо от национальной, социальной, религиозной, партийной принадлежности, станет той объединяющей силой, которая внесет свою весомую лепту для создания нормального гражданского правового общества в Кыргызстане. Которая сможет обеспечить возможность для ведения постоянного конструктивного диалога граждан с официальной властью на всех уровнях для достижения мира и согласия в обществе, для активного участия в своевременном позитивном решении больших и малых насущных проблем в жизни страны, в жизни каждого города, района и каждого села. В этой связи хочу поделиться с уважаемым читателем своими мыслями, высказанными в последние годы по разным наболевшим общественно значимым вопросам современности на страницах печати, на заседаниях сессии законодательной палаты парламента во время моей депутатской деятельности.
ВОСТОЧНЫЙ СИНДРОМ ИЛИ НЕУДАЧНАЯ ПОПЫТКА ПРОДЛИТЬ ПОЛНОМОЧИЯ
(Неопубликованные записки. 1 сентября 1998 г.)
1995 год. Желание окружения Президента во что бы то ни стало сохранить свое доминирующее положение в обществе, закончить процесс «прихватизации», упрочить свои позиции в межклановом противостоянии приводит их к попытке продлить полномочия президента через «всенародный» референдум. Инициаторами данной компании стали такие одиозные высокопоставленные чиновники, как Ж.Сааданбеков — губернатор Иссык-Кульской области, Ж.Рустенбеков — губернатор Ошской области и др. Эту идею как по команде подхватили все структуры исполнительной власти и довольно быстро она приобрела общенациональный характер.
Естественно, я был в числе тех немногих убежденных противников референдума, политиков, которые последовательно выступали против идеи проведения референдума, так как это нанесло бы серьезный удар по еще сохранявшемуся демократическому имиджу Кыргызстана. В ЗС ЖК, состоящем из 35 депутатов, упрямых и неподдающихся давлению со стороны администрации президента и исполнительной власти было не более 10 человек, это следующие депутаты: Р.Ачылова, Ж.Жекшеев, И.Кадырбеков, А.Мадумаров, А.Проненко, Д.Садырбаев, О.Субаналиев, О.Текебаев и другие. Мы пытались всеми доступными средствами довести до сознания сограждан позорность и недопустимость данного референдума. Но наши возможности, возможности депутатов были ограничены, не говоря о других гражданах.
Поскольку национальное телевидение, радио и правительственные СМИ нам были недоступны, так как они стали монополией исполнительной власти, мы, как депутаты, работающие на постоянной основе, не могли располагать достаточным временем для встречи с избирателями, чтобы объяснить им все, как говорится, с первых уст. Но при первой же возможности мы не упускали случая встретиться с ними и изложить свои, отличные от организаторов референдума.
Аскар Акаев (далее А.А. — авт.) посещал все регионы республики, предвкушая близость возможности очень легким путем продлить свои полномочия на второй срок. В ход шли всякие выполнимые и не выполнимые обещания народу. И вдруг на мое имя поступило несколько телеграмм от жителей Иссык-Кульской области, где они, называя точную дату встречи А.А. с жителями области, просили меня принять участие в ней, чтобы я мог в отличие от других объективно и честно выложить перед президентом все накопившиеся актуальные проблемы. Я, естественно, не мог отказаться и успел приехать в Каракол в назначенный час к месту встречи к зданию областного драмтеатра. Неприятно удивило, что мне, депутату, пришлось с большим трудом преодолеть несколько рядов милицейского кордона вокруг театра. Десятки и сотни граждан, не имеющих специального приглашения, так и остались за плотным милицейским кольцом, как граждане второго сорта.
Я узнал, что список тех, кто приглашался принять участие во встрече, еще за две недели до этого тщательно проверялся и утверждался облгосадминистрацией. 70% участников встречи были студенты Каракольского университета. Причем их посадили таким образом, что среди каждых 10 студентов сидел один преподаватель, строго следя, как бы какой из них не нарушил сценария встречи и всеобщего «одобрям-с». А текст выступления дежурных ораторов также были лично проверен главой обладминистрации Ж.Сааданбековым. Я оказался в первом ряду на единственно свободном месте с краю справа. В президиуме А.Акаев, К.Жумалиев — руководитель аппарата президента, М.Чолпонбаев — торага ЗС ЖК, А.Матубраимов — торага СНП ЖК и губернатор области Ж.Сааданбеков.
Опасаясь, что мне не дадут слова и я не оправдаю надежд избирателей, как только собрание открылось я сам вручил записку на специальном депутатском бланке секретариату собрания так, чтобы это видели все, сидящие в зале. Заранее подготовленные ораторы один за другим добросовестно зачитывали специально подготовленные для них тексты в духе недавнего коммунистического прошлого. Мою записку вручили Сааданбекову и они наклонились втроем: А.А., Чолпонбаев и он, держа все время мою записку, где было написано: В президиум собрания. Прошу слова, Депутат Ж.Жекшеев, долго советовались явно недовольные моим внезапным появлением, искали выход, как отделаться от меня и, кажется, нашли.
И вот все дежурные ораторы закончили свои выступления, где имели место нескончаемые восхваление заслуг А.А. и которые заканчивались все одним и тем же, что сильнее и умнее политика не только в Кыргызстане, но и во всей Центральной Азии нет. И что мы, благодаря ему, чуть ли не в раю живем, и что не нужно тратить лишние средства на выборы, а путем проведения референдума А.А. надо дать второй срок. Председательствующий губернатор, обращаясь к залу, сказал: Товарищи, у нашего уважаемого президента А.А. осталось всего 40 минут времени. Самолет готов к вылету. А в Бишкеке ждут делегации из-за рубежа. Некоторым записавшимся к выступлению товарищам (называет несколько фамилий, в том числе и мою) не хватило времени. Поэтому слово предоставляется уважаемому А.А.
Акаев со свойственной ему стремительностью буквально подбежал к трибуне. И вдруг из зала в начале один, потом несколько и все больше и больше голосов начали требовать хором, чтобы дали слово Жекшееву. Президент страны был в замешательстве, президиум собрания— в растерянности. Мудрая “заготовка” Сааданбекова лишить меня слова потерпела крах. А.А., видя безвыходность своего положения и не затягивая паузу, так же быстро возвратился на свое место в президиум. Надо было видеть состояние Сааданбекова. Он весь покраснел и с большим трудом произнес: “Слово предоставляется Жекшееву”. Только после этого я медленно поднялся на сцену и, проходя мимо сидящих в президиуме людей, остановился возле А.А. и тихо, почти шепотом произнес: “Аскар Акаевич, простите свой народ за то, что он немного впал в эмоцию, на что он утвердительно помахал головой. В зале воцарилась тишина, что свидетельствовала о большом интересе участников встречи, порядком уставших от предыдущих восхвалений А.А., к моему выступлению.
“Уважаемый господин Президент, Вы услышали слова не тех, кто их читал, а то, что хотел озвучить г-н Сааданбеков. Все эти тексты заготовлены им. И те, кто якобы выступал “от народа”, выСтупал “от него”, хотя они так же, как и, впрочем, сотни, тысячи моих земляков хотели бы сказать вам нечто иное, да попросту боятся. Я же, в отличие от них, не читаю чужих текстов и буду говорить то, что я вижу, бывая среди простых людей. Как они живут, какие у них накопились проблемы, как за их счет путем незаконной приватизации разбогатела кучка ваших ставленников, как они продолжают грабить народ. Что те участники семинара, который вы сегодня проводили в селе Тамга для углубления реформы в сельском хозяйстве или, иначе говоря, акимы, на которых вы делаете ставку, вчера вечером в г. Балыкчи провели вечер отдыха, где молодым девушкам и парням, развлекавшим им своими песнями и плясками, бросали как приз не только крупные купюры сомов, а доллары.
В то время, одна учительница с большим трудовым стажем, встретив меня, расплакалась, показывая свою обувь с оборванной подошвой из-за которого, стесняясь своих учеников, бросила школу. Увидеть бы вам, как ваши акимы-реформаторы разбрасываются деньгами, которых эта учительница по полгода не видела, не получая честно заработанные мизерные зарплаты. Увидеть бы вам ее слезы и зная размер зарплаты акимов, как они живут, жиреют не по дням, а по часам, сделать нужный вывод. Уважаемый А.А., вот в моих руках папка, переполненная письмами, телеграммами, полных слез, где жители Иссык-Куля приводят десятки примеров злоупотребления властью местных чиновников и представителей правоохранительных органов. Чтобы не отнимать ваше драгоценное время, я открою эту папку при вас и прочитаю первую, попавшуюся в руки телеграмму».
В этой телеграмме говорилось от имени жителей с. Чельпек Ак-Суйского района о беспределе, творимом губернатором совместно с прокурором области и руководителем этого хозяйства Жункеевым, что они, подделав документацию, незаконно присвоили земельные и имущественные доли жильцов этого села. Я также обратил внимание президента на другие вопиющие факты нарушения законов со стороны местных органов власти и в заключении сказал: «Аскар Акаевич, сегодня многие выступающие говорили, что вам нет альтернативы. Я тоже думаю так же. Но тогда возникает вопрос, зачем вам понадобилось проведение референдума? Идите на честные выборы, если вы пойдете на выборы на честной, альтернативной основе, то я и наша партия будем поддерживать вас. А если же вы хотите путем референдума остаться еще на один срок, будем бороться против этого, ибо это отказ от демократии».
После моего выступления, зал бурно аплодировал мне до тех пор, пока я не занял свое место в зале. А когда шел мимо президиума, неожиданно для меня встал со своего места А.А. и крепко пожал мои руки. А за что, я так и до сих пор не понял. Но самое смешное и неожиданное было потом. Как только я сел на свое место, кто-то сзади окликнул меня. Повернувшись назад, я увидел протянутые мне несколько книг А.А. вместе с запиской следующего содержания: «Жыпар байке, без вашего автографа эта книга будет для нас неполноценной, ваши поклонники-студенты». Дело в том, что перед собранием всем студентам были бесплатно роздана книга об Акаеве, изданная журналистами газеты «Асаба». Мое объяснение, что я не имею морального права ставить свой автограф на этой книге, тем более в присутствии в зале самого А.А., встретило всеобщий протест студентов. Они один за другим стали передавать мне книги пачками. Поняв бесперспективность своего отказа и нелепость ситуации, я не стал отнекиваться и начал быстро ставить на книгу А.А. свой короткий автограф, сопровождаемый бесконечным хихиканьем сидевшего рядом со мной тогдашнего министра труда и соцзащиты.
Работа администрации президента по оказанию давления на депутатов продолжалась. Индивидуально каждого несогласного с референдумом депутата приглашал на беседу тот или иной чиновник, уговаривая поддержать идею проведения референдума будто и не было более важного вопроса в государстве. Каждый чиновник старался блеснуть своей преданностью президенту. Поэтому я не удивился, когда мне позвонил глубоко уважаемый мною один из наиболее близких к А.А. людей, тогдашний госсекретарь, затем занимавший пост премьер-министра, а ныне покойный Жумабек Ибраимов. Мы встретились у него в кабинете на седьмом этаже Белого дома. У нас с ним были очень хорошие уважительные отношения.
Он сразу сказал: «Жыпар Жекшеевич, вы много раз публично говорили, что если А.А. пойдет на выборы, то вы его поддержите». Этот разговор состоялся после решения ЗС ЖК, где подавляющим большинством голосов депутаты проголосовали против продления полномочий президента путем референдума. На следующий же день А.А., посетив законодательную палату, сказал, что он будет строго выполнять решение палаты и пойдет на выборы. Продолжая начатый разговор, Ж.Ибраимов сказал: «Сдержите свое слово и в качестве доверенного лица поддержите А.А.». На что я ответил, что не А.А. пошел на выборы, а мы – законодатели вынудили его пойти на выборы, а это не одно и тоже. Я отказался быть доверенным лицом, но, однако, выступил по телевидению и высказал избирателям свою позицию, что теперь, когда мы знаем трех официально зарегистрированных кандидатов в президенты, несмотря на все недостатки А.А., особенно его кадровую политику, я все же считаю целесообразным поддержать его кандидатуру. Поддержать хотя бы для того, чтобы мы могли спросить с него в случае развала экономики.
Этого было достаточно, чтобы тысячи наших сторонников правильно сориентировались во время выборов. Мы, демократы еще раз, в очень тяжелом и принципиальном противостоянии с реакционерами, отстояли демократию, вынудив президента пойти на выборы.
Но мы поняли, что отныне нет места нашему демократическому романтизму, свойственному нам в начале 90-х годов и что восточный синдром, явно проявился в попытке проведения референдума по продлению полномочий президента на второй срок. Но мы еще не достаточно осознавали, что эта тенденция к постепенному свертыванию демократических процессов и движение к авторитаризму будет все глубже пускать свои корни.
ЗАРОЖДАЕТСЯ УЛЫБАЮЩАЯСЯ ДИКТАТУРА
(Из выступления на заседании ЗС ЖК 8 сентября 1998 г.)
Уважаемые депутаты, уважаемые избиратели, я обращаюсь к Вам, если, конечно, Вы слушаете нас, как ваш депутат, потому что мы, как мне кажется, в очередной раз становимся игрушкой в руках президента, на пути его безудержного стремления узурпировать власть. Не брезгуя никакими методами, он очередной раз вводит нас в заблуждение, своим порядком уже всем надоевшим словоблудием в виде референдума.
Не остыли еще чернила протоколов последнего референдума, создавшего, вопреки здравому смыслу двуглавый Жогорку Кенеш, когда он, как и сейчас убеждал всех нас, что Жогорку Кенеш, состоящий из двух палат, законодательного собрания в составе 35 человек и Собрания народных представителей в количестве 70 депутатов является наилучшим решением, учитывающим чуть ли весь мировой опыт. А теперь, видите ли, ему вздумалось ввести ценз оседлости для депутатов в своем округе.
И каждый раз, какую бы он чушь не нес, мы, разинув рты, должны соглашаться с ним. Благо достаточно еще в нашем отечестве дежурных аксакалов, номенкулатирщиков и депутатов, которые чуть ли не наперегонки успевают хором подхватывать еще не законченную очередную его идею. На эту волну всеобщего «одобрям-с» попадают по старой привычке все, во всяком случае, большинство из нас. И бесконечно манипулируют нашими мнениями, словно дрессированными животными в цирке под названием «Кыргызстан». И ведь только послушайте главные его аргументы, что, мол, оказывается в парламенте не представлены представители политической элиты в силу того, что они все живут в основном в районах. Я, вернее, он, не оговорился, да именно в районах, а не в столице. В столице видимо по логике Акаева одни недоношенные политики.
При этом, какую цель преследует он – ежу понятно. Попробуйте найти хотя бы одного самодостаточного политика, живущего в каком-либо районе, который бы так или иначе не был бы зависим от местного акима, губернатора? Да такого днем с огнем не сыщите, в силу того, что на местах возможности выживания настолько ограничены и любое твое деяние так или иначе будет зависеть от местного чиновника, что по неволе станешь проводником его идей, его политики, что идеально отвечает намерениям Акаева, который хочет одну из палат ЖК, принимающее самые ответственные решения сделать настолько карманным, насколько это только возможно.
Почему президент никак не уймется, даже получив такие ЗС и СНП, какие хотел? Потому, что он недооценил уровень народа, политическую прозорливость тех избирателей, которые сумели в неимоверно трудных условиях противостояния с властью избрать тех немногих независимых от Белого дома депутатов, которые, даже в меньшинстве не дают А.А. делать все, что ему вздумается, и фактически стали, как кость в его горле.
Акаев верен себе в одном и с завидной последовательностью пытается забрать себе все мыслимые и немыслимые возможности единолично решать все и вся в нашем государстве. Ему никак не дает покоя то, что есть и другие ветви власти, никак не желающие понять, что интересы народа это ничто по сравнении с личными его интересами.
Второй вопрос, который выносится на референдум – это о введении частной собственности на землю. Ради решения своей политической цели он готов вот так спонтанно, без какой-либо научно обоснованной разработки, абсолютно не вникая в эту специфичную сложнейшую проблему, не достаточно изучив его последствия, популистски провозгласить о введении частной собственности на землю.
Нет слов, что это извечная мечта тех, кто всю жизнь работает на земле. И никто не против этого благородного дела. Но потрясает его легкомысленная попытка решения этого вопроса наскоком, словно разговор идет не о земле, извечно являющейся предметом раздора между людьми, причиной войн между народами. Если бы уважаемые коллеги были достаточно ознакомлены с технологией, с концепцией перехода к частной собственности, то вряд ли был бы такой ажиотаж, как сегодня. Потрудитесь, уважаемые депутаты, хотя бы проехать от Бишкека на 10-15 км в поле и вы увидите, что совсем рядом с нами «процветает» средневековое рабство, где от абсолютной безысходности молодые девушки и женщины днем работают, как рабы на поле, а ночью вынуждены «обслуживать» своих хозяев, неизвестно каким образом превратившихся в новоявленных хозяев огромных просторов благодатной Чуйской долины. Моя попытка однажды узнать имена и условия существования этих несчастных женщин смертельно напугала их. Видимо у них просто нет другого способа выживать, как продавать свой труд и тело, чтобы не умереть с голоду.
Вообще я не понимаю, как можно, не проведя тщательную инвентаризацию всех имеющихся земель объявить о переходе их частным собственникам. Я понимаю, что земли Иссык-Кульской, Нарынской, Таласской областей резко отличаются от земель других областей. Но там, где есть острые проблемы, их надо решать. Непонятен также вопрос о цене на землю. При этом, когда около 70% населения, причем большинство из них сельские жители, находится за чертой бедности, не имея средств к существованию, то как мы можем вести речь о продаже земель?
Следующий вопрос, озвученный в обращении президента, это о предоставлении свободы СМИ. Видите ли, депутаты, да, да, я не оговорился именно депутаты, а не «Белый дом», оказывается, зажимают свободу СМИ, свободу высказывания журналистам. Это же надо быть таким лицемером, это надо быть только Акаевым, чтобы, нисколько не смущаясь, публично заявлять об этом.
За эти годы суверенитета и демократии скольких журналистов мы, депутаты, успели посадить за решетку? Даже женщина, у которой были несовершеннолетние дети, тоже успела побыть за решеткой. Мы же прекрасно знаем, что все они были осуждены именно командой Акаева, а не депутатами. И я просто не перестаю удивляться этому чудовищно лицемерному обвинению во всех грехах депутатов.
А скажите, газету Жогорку Кенеша «Свободные горы» или «Политика» и другие издания, тоже мы закрыли? Нет, дорогие коллеги, если что-то и связывает нас с прессой, то это безграничная, порой необоснованная критика нас со стороны правительственных СМИ. И мы привыкли к этому, и ничего в этом страшного нет. А самое главное, депутатский корпус совершенно беззащитен от критики и нападок. Такова уж природа парламента и тут уж ничего не поделаешь. Видимо этим и вызвано подготовленный О. Текебаевым законопроект о СМИ. Воспользуясь моментом, я обращаюсь к вам, уважаемые журналисты, присутствующие здесь:
Мы не требуем от вас 100% — ной объективности, ибо это зависит не только от вас самих, но нам даже достаточно 50% реальной объективной информации и мы будем безмерно рады хотя бы за это. А что же касается главного вопроса, вопроса вашей независимой и свободной деятельности, то вы и сами в этом убедились, я поддерживал вас на все сто и в дальнейшем никогда не изменю этому своему принципу.
Следующий вопрос, об иммунитете неприкосновенности депутатов. Вы все, уважаемые коллеги, прекрасно помните, что я на первом же заседании Законодательного собрания поднимал вопрос о снятии неприкосновенности с депутатов. Но тогда меня поддержали всего три депутата и вопрос о снятии неприкосновенности не прошел. С тех пор, как говорится, много утекло воды. Но меня все-таки удивляет, почему с таким постоянством на страницах проправительственных СМИ ведется разговор о снятии неприкосновенности только лишь с депутатов, будто бы вовсе не существует других ветвей власти, обладающих таким же иммунитетом неприкосновенности. Почему о них мы вообще не ведем никогда этот разговор? Давайте со всех, кто сегодня имеет неприкосновенность, снимем ее, чтобы не было привилегированных. А то мы уже сталкиваемся с преследованием со стороны Белого дома по отношению к депутатам, считающихся оппозиционными.
Ведь посмотрите, как хитро Акаев подгоняет общественное мнение к тому, что якобы если только снимем через референдум эти неприкосновенности с депутатов, то мигом перестанет существовать коррупция, по словам Акаева, добравшегося до седьмого этажа Белого дома. Если бы только этими мерами можно было решать все болезни власти. А то, кроме того, что наш уважаемый президент кроме иммунитета неприкосновенности уже обложил, вернее, увеличил число своих телохранителей с 70 в начале его президентства до чуть ли 700 человек, словно он весь состоит из чистого золота. Сегодня попробуйте просто проехать по прилегающим ущельям, что вокруг госрезиденции и вы столкнетесь с солдатами чуть ли не у каждого куста, которые бесцеремонно проверяют документы всех, кто просто решился отдохнуть на лоне природы. И после всего этого еще обливают нас грязью, будто бы депутаты, имеющие в штате по два человека, съедают весь бюджет страны. Еще одна ложь, без которой не может существовать режим Акаева.
Уважаемые депутаты, мы, проявляя благородство, вместо активного вмешательства во время проведения прошлого референдума занимались исключительно законотворческой деятельностью и добровольно дали себя «кастрировать», что значительно ухудшило права наших избирателей и усилила личную президентскую власть. Сегодня он снова затевает свою очередную хитрую игру, апробированную как всенародный референдум, чтобы забрать себе остальные не прибранные к его рукам властные дополнительные полномочия. И мы вместо активного вмешательства в этот эксперимент Акаева, снова занимаем позицию стороннего наблюдателя, что и на руку ему.
Поэтому прошу Вас отнестись со всей серьезностью к этому архиважному политическому вопросу и поддержать подготовленное нами обращение к народу, розданное вам, ибо завтра будет уже поздно.
В противном случае, мы от имени парламента должны обратиться ко всему международному сообществу что обращением и официально заявить о том, что отныне и навсегда в Кыргызстане упраздняется институт парламентаризма и зарождается необычная доселе в мировой практике диктатура, не применяющая открыто оружие, не подавляющая жестоко оппозицию, неустанно декларирующая демократические ценности, права человека, а на деле хитро уничтожающая все эти ценности, новая, феноменальная хитро улыбающаяся диктатура, и разойтись.
Спасибо за внимание.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В КЫРГЫЗСТАНЕ: ДЕКЛАРАЦИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
("Республика", 8-14 декабря 1998 г.)
Из выступления на Конференции по правам человека председателя комитета по правам человека ЗС ЖК, председателя партии ДДК. Ж.Жекшеева
Приближается замечательный юбилей — 50-летие "Всеобщей декларации прав человека''. Этот документ — итог тысячелетней борьбы за естественные права людей, за человеческое достоинство, за право быть счастливым и пользоваться всеми благами общества, не взирая на пол, расу, национальную принадлежность, вероисповедание, языковые различия, социальное или имущественное положение. Не случайно преамбула Декларации начинается словами: "Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, равных и неотъемлемых прав их, является основой свободы, справедливости и всеобщего мира".
Принципы и основные положения, провозглашенные Декларацией, стали фундаментом нового свода законодательств в области прав человека во всем мире. На ее основе разработан и принят целый ряд международных документов, таких как "Международный пакт "Об экономических, социальных и культурных правах", Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка и другие, которые после ратификации и принятии парламентами большинства стран мира стали неотъемлемой частью их национального законодательства. На ее базе выросла новая фундаментальная наука юриспруденции "Теория и практика прав человека", которая стала составной частью обязательных учебных дисциплин юридических факультетов в высших учебных заведениях.
Кыргызстан сразу же после обретения государственного суверенитета и независимости твердо взял курс на строительство правового государства. Конституция Кыргызской Республики вобрала в себя все лучшее, что выработано человечеством и стала нормой в области прав человека в современном цивилизованном мире.
Однако многие нормы и принципы в области зашиты прав и свобод человека и гражданина являются, в какой то мере, нашими благими намерениями и носят, скорее всего, декларативный характер. Возглавляя парламентский комитет по правам человека и этике государственных служащих, я всякий раз прихожу к выводу, насколько сложна проблема защиты прав человека в условиях переходного периода. И это — несмотря на наличие юридического механизма защиты прав человека в лице Конституционного суда Кыргызской Республики, уголовного и гражданского судопроизводства, целых направлений деятельности в сфере законодательной и исполнительной власти. По Указу Президента Кыргызской Республики в этом году создана комиссия по правам человека. На деле все эти механизмы далеки от совершенства и требуют постоянного внимания, как со стороны государства, так и со стороны неправительственных общественных объединений. Письма, жалобы, обращения граждан, трудовых коллективов, адресованные нашему Комитету, свидетельствуют, что в области защиты прав человека нам предстоит проделать огромный объем работы.
Первый и наиболее значимый круг вопросов связан с проблемой частной собственности. Как известно, Кыргызстан после обретения государственной независимости взял твердый курс на строительство рыночной экономики, который сопровождался разгосударствлением и приватизацией общенародной собственности. Несмотря на то, что этот процесс должен был осуществляться при строгом соблюдении Закона "О разгосударствлении и приватизации и развитии частного предпринимательства", приватизация в целом носила номенклатурный характер. Те, кто находился рядом с распределительными рычагами, забрали себе лакомые кусочки бывшей государственной или колхозно-совхозной собственности. Таким образом, был нарушен главный принцип идеи создания новых собственников — принцип социальной справедливости. Многие граждане не получили положенных паев в акционерных обществах. Ярким примером такой искаженной приватизации может служить сложившаяся ситуация в акционерном обществе "Чельпек" Ак-Суйского района Иссык-Кульской области. Вот уже четвертый год основная часть жителей сел Чельпек, Таш-Кия, Бору-Баш, оставшаяся без своих паев, ведет борьбу за пересмотр результатов акционирования. На место выезжала государственная комиссия, которая, изучив положение дел и обнаружив массу нарушений в ходе акционирования этого хозяйства, рекомендовала пересмотреть результаты акционирования. Однако до сих пор вопрос не решен. Жители названных сел, отчаявшись от безысходности, неоднократно объявляли голодовку, обращались к Президенту, Правительству, Жогорку Кенешу, Генеральному прокурору, Арбитражному суду Кыргызской Республики, но без результата. Таких примеров можно привести много и по другим областям республики. Другой аспект этой проблемы. Всем известно, что при проведении приватизации не все слои населения оказались в одинаковом положении. Население, занятое в сфере материального производства, имело определенное преимущество перед населением, занятым в сфере умственного труда. В результате учителя, врачи, научные сотрудники, работники сферы культуры и просвещения и т.д. остались без доли собственности. Купонная приватизация, как известно, оказалась малоэффективной. Сегодня положение представителей этой сферы самое тяжелое, они месяцами не получают зарплату.
Второй круг вопросов связан с вопросами прав человека на свободу слова, совести, собраний, митингов, демонстраций. Все эти нормы закреплены в Конституции КР и являются основополагающими принципами демократии. Однако, я не стал бы утверждать, что права человека в этой сфере не нарушаются. Наоборот, в последнее время положение дел именно в этой сфере, особенно в сфере свободы слова, вызывает особую тревогу. Исполнительная власть ведет целенаправленную политику по установлению или восстановлению государственного контроля над средствами массовой информации, попросту говоря, налицо попытки реанимации цензуры. Отдельные обращения журналистов в наш Комитет свидетельствует, что практика запугивания за критические выступления, угрозы, расправы и т.д. до сих пор присутствует. Более того, всем известны памятные судебные процессы над журналистами газеты "Республика", гонения на редакцию газеты "Асаба", которые получили негативную оценку международного сообщества.
Что там говорить о журналистах, если и депутаты не всегда допускаются выступить по государственным каналам телевидения для изложения своего отношения по тем или иным актуальным проблемам жизни республики. Например, перед самым референдумом Законодательное собрание Жогорку Кенеша по предварительной договоренности с Гостелерадиокомпанией планировало провести прямую трансляцию заседания палаты по обсуждению вопросов референдума. Однако по непонятным причинам из телетрансляции были полностью исключены выступления депутатов, имеющих свои независимые взгляды на референдум. Можно ли серьезно говорить о защите прав человека на свободу слова, когда законно избранный представитель народа — депутат — лишается права обращения к своим избирателям через средства массовой информации? Думаю, что нет. Могу так же отметить, что запланированные мной встречи с представителями НПО в г. Рыбачье, в г. Жалал-Абаде были со стороны местных властей грубым образом сорваны.
Следующий круг вопросов связан с вопросами защиты прав граждан в сфере исполнительной власти. Письма и обращения граждан в наш комитет, мои личные встречи с избирателями убедительно показывают, что органы исполнительной власти на местах зачастую игнорируют конституционные права человека. Это касается, прежде всего, системы социального обеспечения, образования, охраны здоровья, жилищно-коммунального хозяйства, зашиты от безработицы, охраны окружающей среды и т.д. Понятно, что все эти сферы связаны с функционированием экономики государства. Между тем, конституционные права человека на здоровую окружающую среду можно реализовать без особой нагрузки на бюджет. Для этого необходимо только проявить твердую волю. Однако на примере Барскоонской аварии мы все убедились, что исполнительная власть заключила сделку с самой собой. Вместо того, чтобы стоять на стороне своего народа, на стороне конкретного человека и защитить его права на здоровую окружающую среду, власть заняла позу верховного арбитра между золотодобывающей компанией и населением сел, пострадавших от экологической аварии.
Сейчас ко мне часто обращаются жители этих сел с просьбой решить вопрос о компенсации за нанесенный здоровью вред, за ущерб родной природе, обращаются также директора пансионатов и детских лагерей с просьбой компенсировать потери. Я, в свою очередь, вынужден обращаться к исполнительной власти: когда же, наконец, удовлетворят законные требования граждан? Когда же граждане пострадавших сел Иссык-Кульской области получат компенсации, соответствующие объему нанесенного ущерба? Думаю, что эти вопросы найдут решение только в судебном порядке.
И последний круг вопросов как раз таки касается защиты прав человека в уголовном, гражданском судопроизводстве, касается действий правоохранительных органов. Этот круг вопросов наиболее сложный. Многие граждане — или от незнания процессуального законодательства, или от недоверия к следствию — просят вмешаться в следственный процесс, что, естественно, недопустимо. К сожалению, такие обращения к нам в последнее время приходят часто. Это нас очень и очень тревожит. Я неоднократно говорил о необходимости прямых выборов судов. Только этот путь может сделать наши суды и судопроизводство в целом независимыми, объективными. Пока судьи назначаются высшим должностным лицом государства, вряд ли можно добиться независимого судопроизводства.
Часты жалобы и на действия правоохранительных органов. Незаконное задержание граждан, обыски, применение физической силы милиционерами, превышение сроков предварительного заключения и другая негативная практика изживаются очень медленно. Я не буду перечислять конкретные жалобы граждан, их очень много. Могу только сказать, что в них присутствуют нестерпимая боль и обида на систему, на безысходность, отсутствие доверия к власти.
Права человека и гражданина — проблема постоянная и комплексная. Ее реализация связана, прежде всего, с благополучием в экономике государства. Кыргызстан как развивающаяся страна на сегодняшний день имеет ограниченные материальные и финансовые ресурсы, которые не позволяют эффективнее реализовывать многие конституционные нормы защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако есть ряд фундаментальных норм прав человека, такие, как свобода слова, свобода собраний и митингов и ряд других, которые без особой нагрузки на материальные возможности государства можно реализовать. Уверен, что осуществление этих норм откроет для нас невиданные горизонты общественного развития и станет точкой соприкосновения общечеловеческих духовных ценностей.
АКСЫЙСКАЯ ТРАГЕДИЯ НЕ ДОЛЖНА ПОВТОРИТЬСЯ
(“Моя столица”, 20 августа 2002 г.)
Аксыйская трагедия могла и должна была рано или поздно случиться в любом месте Кыргызстана. Она стала логическим результатом всей проводимой Акаевым политики, которая, начиная с 1994 года, стала все больше приобретать явные признаки применения двойных стандартов. Она стала логическим результатом чудовищного противоречия между декларацией прав, свободы и законности на бумаге и абсолютным попранием этих прав, свобод и законности в жизни.
С одной стороны Акаев, начинавший как политик в дискуссиях последнего союзного парламента и избранный президентом Кыргызстана на волне всенародного устремления к свободе и независимости, которое выражалось в согласованных действиях Демократического движения Кыргызстан и депутатской группы 114-ти, не мог не принять курс на проведение фундаментальных политических и экономических реформ.
В Кыргызстане одним из первых на постсоветском пространстве была принята Конституция, провозгласившая весь спектр гражданских и политических прав и свобод цивилизованного государства, в том числе: гражданам – право на свободу выбирать и быть избранным на любые должности государственной власти, на свободу слова, на свободу собраний, митингов и демонстраций, политикам, представителям государственной власти – право свободно выражать свое мнение и добиваться его реализации, предпринимателям – право на свободу предпринимательской деятельности.
Эта политика была необходима, востребована большинством населения, она давала политические дивиденды, международный престиж, за нее платили миллионными грантами и инвестициями. В результате Акаев добился уважения как внутри страны, так и в ближнем и дальнем зарубежье. Но это было только начало реформ, это была только декларация политической воли в Конституции, в законах, в программах. Далее нужны были действия, нужна была реализация на практике этой политической воли.
А вот именно в практических действиях Акаева постепенно стала проявляться неуемное, слабо прикрытое стремление к авторитаризму, к неограниченной власти, которое его окружение быстро распознало и стало методично претворять в жизнь, используя все законные и незаконные возможности административного ресурса. Окружению необходимо было устранить для Акаева его политических соперников и получить для него побольше власти, разумеется, для использования в своих собственных корыстных интересах. При этом не брезговали методами, как царской охранки, так и большевиков, НКВД 37-х и КГБ 70-х. Использовались, естественно, на всю катушку и последние достижения современной политтехнологии.
Для этой цели неоднократно вносились изменения в Конституцию путем проведения референдумов. Итоги голосования заказывались в статье какого-нибудь титулованного «оракула» в правительственной газете, а затем просто-напросто подгонялись под заказ, фальсифицировались безо всякого зазрения совести. Войдя во вкус, президентские и парламентские выборы также стали проводить с грубейшими нарушениями законодательства. Зато с каждым годом рос процент «проголосовавших» за власть избирателей. Все руководители на местах, работники бюджетных структур, силовых и фискальных органов пофамильно по всей республике, насильно, вместе со всеми своими родственниками были вовлечены в выборные кампании с целью обеспечения заказанных Белым домом результатов выборов, зачастую вопреки воле подавляющего большинства избирателей. Особенно наглядно это было продемонстрировано в тех избирательных округах, где избирались независимые кандидаты. Так было в 1995 году в Сокулукском районе, где «забаллотировали» в парламент Медеткана Шеримкулова, во многих районах тогда еще включающей в себя Баткен Ошской и Жалал-Абадской областей, где «обсчитали» голоса, поданные за кандидата в президенты Абсамата Масалиева. Так было и в 2000 году на выборах в Жогорку Кенеш в Кара-Бууринском, Иссык-Кульском, Первомайском районах, где растоптали волю избирателей. Этот список можно продолжать и продолжать по всем регионам республики.
Так у граждан Кыргызстана, простых избирателей отобрали самое главное политическое право, право избирать, право свободно распоряжаться своим одним единственным голосом, а у политиков – право избираться, растоптав самым наглым, циничным образом и Конституцию, и все законы, нормы приличия и морали вместе взятые.
Через референдумы Жогорку Кенеш разделили на две палаты, лишили его самых основных полномочий, практически он стал “кастрированным”. Президент получил право самостоятельно назначать исполнительную власть и бесконтрольно делать все, что ему захочется. Независимая судебная власть и прокуратура превратилась в личный инструмент Акаева для расправы со всеми его политическими оппонентами, независимыми журналистами, правозащитниками и “непонятливыми” как в сфере бизнеса, так и в других структурах людьми. Предпринимательство, не имеющее “крыши” на самом верху, оказалось обреченным. Теневая экономика, незаконное обогащение «семьи», коррупция, продажа должностей, подкуп чиновников стали обыденной нормой жизни.
КТР и правительственные СМИ превратились в открытый рупор лжи, обмана, одурманивания людей. Дезинформация населения приняла тотальный характер, превратилась для власти в главную государственную задачу.
Таким образом, государственная власть в практической жизни фактически у граждан – отняла право на свободу выбирать и быть избранным на любые государственные должности, на свободу слова, на свободу собраний, митингов и демонстраций, у политиков, депутатов, судей – отняла право быть независимыми, свободно выражать свое мнение, выражать волю своих избирателей или своей совести и добиваться их реализации, у предпринимателей – отняла право на свободу предпринимательской деятельности.
На фоне ненасытной своей алчности власть абсолютно не заметила, что были экологическая катастрофа в Барскооне, унесшая жизни людей и заразившие тяжелой болезнью жителей этого села, смерть горняков на руднике Кумтор, на шахте Жергалан, смерть несчастных, брошенных на произвол судьбы безработных нищих на мусорных свалках Бишкека, Ошской и Баткенской областей.
Потеряв всякое понятие о нравственности, власть не удостоила их смерть элементарным вниманием, объявлением минутного траура, не говоря о героически погибших аксыйцах: они погибли за наше будущее, пытаясь бороться ненасильственным методом за правду и справедливость, за соблюдение законов и Конституции, прежде всего, представителями государственной власти, ибо они и нарушали эту законность и конституционность.
Аксыйцы боролись за незыблемость конституционных прав и свобод, за территориальную целостность своей страны и за освобождение из тюрьмы своего депутата Азимбека Бекназарова, посмевшего публично выступить против передачи исконно кыргызской земли Узенгу-Кууш Китаю, и в совершенно безлюдном месте вблизи села Кербен были жестоко и предательски расстреляны своей же властью.
Таким образом, государственная власть сама фактически отняла у своих граждан и право на самое первое право человека на земле — право на жизнь.
Мы, кыргызстанцы, настолько привыкшие за последние годы проглатывать любой обман, лицемерие, преследование, шантаж и угрозы нынешнего режима, даже не заметили, что, расстреливая мирных аксыйцев, власть расстреляла и нашу с вами свободу.
Власть не сделала никакого урока из Аксыйской трагедии, власть слепа и глуха, не в состоянии осмыслить последствия своих шагов. Об этом свидетельствуют ее новые преследования депутатов И.Кадырбекова, Б.Асанова, назначение на ответственные государственные посты самых главных виновников трагедии А.Карыпкулова и Т.Акматалиева.
Кощунственно звучит на этом фоне очередная декларация власти: “Кыргызстан – страна прав человека”. На фоне преследования участников пикетов, членов оппозиционных партий, правозащитников, журналистов, на фоне попыток оправдать виновных в расстреле мирных людей, нового заказа возбудить уголовные дела против неугодных депутатов и их родственников.
Сильнейшее давление со стороны Правительства на депутатов Жогорку Кенеша, чтобы они приняли позорный закон об амнистии участников Аксыйской трагедии, открыто оправдывающий виновников и тем самым развязывающий руки силовым структурам и в дальнейшем применять при необходимости оружие против своих граждан, а затем, под давлением общественности, накладывание вето на свое же законотворческое детище – не что иное, как выражение агонии правящего режима.
Ни одна из многочисленных политических партий по вполне объективным причинам не может сегодня гарантировать безопасность и свободу граждан Кыргызстана. Ибо против оппозиционных партий специально созданы проакаевские партии, против самостоятельных НПО действуют белодоморощенные НПО, против независимых СМИ изливаются злобой и желчью государственные и проправительственные СМИ. И мы должны низко поклониться аксыйцам, сумевшим выстоять против всех происков и провокаций власти, сумевших защитить своего депутата, сохранить сплоченность, организованность и решимость идти до конца в устранении причин, приведших к Аксыйской трагедии, приведших к гибели их сынов и братьев.
Ситуация, сложившаяся сегодня в Кыргызстане, диктует настоятельную необходимость объединения самых широких слоев населения, поддерживающих инициативу аксыйцев независимо от возраста, партийной или религиозной принадлежности. Поэтому я поддерживаю создание Движения за отставку Акаева, за реформу для народа. Но лично я бы назвал это объединение Движением «Не повторись, Аксыйская трагедия».
Самой главной задачей движения я считаю должна быть – не допустить повторения Аксыйской трагедии на земле кыргызской никогда, ни при каких обстоятельствах. Этого мы должны добиться и завещать детям своим и детям детей своих не забывать об этом через годы и тысячелетия. Движение должно добиться проведения конституционной реформы путем внесения поправок в Конституцию, чтобы никогда и нигде не могла повториться Аксыйская трагедия.
На мой взгляд, сегодня целесообразно вернуться к тексту Конституции 1993 года, то есть отменить изменения и дополнения, внесенные в текст Конституции референдумами 1994, 1996 и 1998 годов. По Конституции это можно сделать путем референдума или на заседании палат Жогорку Кенеша, но инициатива, должна быть снизу, народной, инициативой не менее 300 тысяч избирателей. В противном случае есть опасность, что власти удастся провести свой вариант, а это она умеет делать очень хорошо. Необходимо подготовить юридически и логически обоснованный текст изменений и дополнений Конституции и собрать подписи не менее 300 тысяч избирателей с требованием о принятии поправок в Конституцию путем референдума или на заседании палат Жогорку Кенеша. Затем через год или два в спокойной обстановке можно будет основательно переработать Конституцию, вынести его на всенародное обсуждение и принять на заседании палат Жогорку Кенеша.
Но уже сегодня я предлагаю в преамбулу Конституции внести следующее дополнение: после слов «исходя из заветов предков жить в единстве, мире и согласии» продолжить «и уроков трагических аксыйских событий 17-18 марта 2002 года» и далее по тексту.
Движение должно иметь свое отделение во всех регионах, в каждом городе и селе, чтобы в дальнейшем власти нигде не могли повторить сокулукские, ошско-жалалабадские, карабуринские, первомайские, иссыккульские «выборы», не могли так цинично растоптать права миллионов избирателей на очередных заказных «референдумах», растоптать права невиновных граждан на судилищах в Бишкеке и других городах Кыргызстана. Чтобы власти никогда и нигде не могли повторить аксыйский расстрел.
Что касается отставки Акаева, то она может быть только добровольной, на то она и отставка. Это дело только самого Акаева, дело его совести. Если она у него есть.
Движение должно добиться, чтобы все, кто ценой собственной жизни отстаивал демократию и территориальную целостность Кыргызстана в связи с аксыйскими событиями: Ш.Назаркулов, М.Бекмуратов, К.Сапаралиев, С.Тагаев, Э.Четинбаев, Э.Уметалиев, С.Уркунбаев, были удостоены высшей государственной награды – Звания Героя Кыргызской Республики и увековечены в памяти народа установлением памятника в столице нашей республики г. Бишкек.
Предлагаю первый урок 1 сентября во всех классах всех школ республики, начиная с 2002 года, проводить как рассказ о Конституции Кыргызской Республики и подвиге героев-аксыйцев, отдавших свою жизнь за незыблемость этой Конституции, за незыблемость прав и свобод всех детей и взрослых граждан Кыргызстана. Призываю к этому учителей, директоров школ и работников системы образования, представителей интеллигенции, ветеранов войны и труда, всех, кому дороги правда, справедливость, свобода, жизнь, Родина.
Вечная память погибшим героям. Нам живым, дай бог, быть достойными их незабвенной памяти. Аксыйская трагедия не должна повториться.
(ВНИМАНИЕ! Выше приведена часть книги)
© Жекшеев Ж.Ж., 2003. Все права защищены
Книга публикуется с разрешения автора
Количество просмотров: 3189 |