Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Искусствоведческие работы, Музыка, оперное искусство, балет / Публицистика
© Ксения Толканева, 2010
© ИА "24.kg", 2010

Ксения ТОЛКАНЕВА

Струны жизни Алексея Агибалова

Очерк о непревзойденном мастере гитары, подготовленный накануне его 70-летнего юбилея. Опубликован на сайте ИА "24.kg" 3 августа 2010 года

Источник: http://www.24.kg/community/79884-struny-zhizni-alekseya-agibalova.html

 

Те, кого свела жизнь с Алексеем Агибаловым, отмечали, что «после встречи с таким человеком на многие обыденные вещи начинаешь смотреть по-иному». А некоторые и вовсе утверждали, что рождались заново. Сколько талантов сплелось в одном человеке — трудно сосчитать, а слушать его можно часами, словно восточного мудреца. Однако живет наш герой не на вершине Тибета, а в одном из микрорайонов столицы. Своими руками мастер смог превратить дом одновременно и в музей минералов, и в обитель высоких помыслов. Накануне его 70-летнего юбилея корреспондент ИА «24.kg» решила навестить непревзойденного мастера гитары.

Алексей Агибалов известен во всем мире как популярный гитарист, композитор и просветитель. Ему удалось записать пять концертов для семиструнной гитары с оркестром и принять участие в масштабном российском проекте по созданию антологии русской гитарной музыки. В нее вошли произведения великих композиторов и собственного сочинения. Его музыка звучит в документальных фильмах, созданных на отечественных киностудиях, украшает спектакли Национального русского драматического театра имени Чингиза Айтматова и театра имени Арсена Умуралиева. Известный музыкант аккомпанировал многим выдающимся артистам, среди которых и Булат Минжилкиев. Ценители струнного инструмента знакомы и с его произведением «Плач гитары». Но о том, какую роль сыграл он в популяризации русской гитары, знают далеко не все.

Алексей Агибалов   Алексей Агибалов

 

Гитара-княгиня

«Еще совсем недавно русская семиструнная гитара считалась старомодным инструментом. Для нее не было написано ни сонат, ни сюит, ни концертных пьес, а теперь ее репертуар богат, и она предстает перед нами прекрасной княгиней, — говорит музыкант. — Для русской гитары не без моей помощи написано множество произведений, в том числе «Рапсодия гор» и «Кыргызы-кочевники». Мне есть с кем сотрудничать — с Симфоническим оркестром кыргызского радио и ТВ, а это большая редкость даже для самых именитых гитаристов».

Алексея Александровича можно считать единственным композитором на территории стран СНГ, написавшим сочинения для русской семиструнной гитары и симфонического оркестра. А на вопрос, в чем же различие двух инструментов, композитор отвечает, что у шести— и семиструнной гитар разный строй. Шестиструнка — это минор. Русская гитара звучит мажорно, у нее совершенно другая энергетика. «Некоторые считают, что русская гитара изжила себя. Я заявляю обратное: пока ей только 200 лет, она живет яркой жизнью и будет развиваться. Ведь есть Олег Тимофеев в США, Мортл Файк в Швеции и молодые ребята из России, которые продемонстрировали свое искусство на недавнем фестивале в Подмосковье», — говорит мастер.

 

Сад камней

Первое, на что обращаешь внимание в доме Алексея Агибалова, — это крупные фотографии высочайших пиков и высокогорных озер. Только тот, кто не мыслит своей жизни без покорения вершин, может с таким трепетом относиться к изображению гор. «Среди альпинистов вы всегда встретите представителей интеллигенции: академиков, музыкантов и художников. Ведь альпинизм — это интеллектуальный вид спорта. А я геолог-самоучка», — рассказывает Алексей Александрович и указывает на шкаф, полный серых, неприметных камней. Но как только рука его владельца коснулась светильника, за стеклом каждый экземпляр заиграл под лучами электрического света. «Большинство этих камней я собрал сам, а с 1975 года начал увлекаться и ювелирным искусством. Все это как музыка, как новое направление в твоей жизни», — говорит он.

 

Обратная сторона чеканки

«В современном мире чеканка опошлена, она почти перестала быть произведением искусства», — рассказывает Алексей Агибалов. Но то, что хранится в его доме, говорит об обратном. Оклады, иконы и портреты людей — все это настоящее мастерство. «Однажды я увидел в журнале работы грузинских мастеров и был поражен, насколько красиво они передавали образы юных дев. Прошло время, и у друга я увидел чеканку. Смотрел с изумлением, а тот со словами «Возьми и сделай сам» вручил мне инструменты. С тех пор, а случилось это в 1970 году, я постигаю это искусство. В 1978 году довелось взять несколько частных уроков у народного художника Грузии Кобы Гурули. Позднее даже выставлял свои работы на республиканских выставках декоративно-прикладного искусства и выставках ювелиров, организуемых Союзом художников Кыргызстана. С 1990 года я уже сам являюсь членом Союза народных мастеров республики», — говорит он.

 

Сообщество гитаристов

«Агибалов — это академик гитары», — говорят ценители музыки не только в Кыргызстане, но и по всему миру. О том, сколько было дано концертов за рубежом, свидетельствуют десятки афиш. А работать Алексею Александровичу приходилось с самыми известными дирижерами. Особое место в его жизни занял Асанхан Джумахматов, с которым его свела жизнь в 1968 году.

«Люди спрашивают меня, трудно ли творить в моменты, когда в стране происходят трагические события. Я отвечаю, что в эти моменты творчество словно пробуждается. Гитара еще до конца не познана никем, и ты берешь ее, чтобы постичь ее новые возможности, и появляются новые произведения», — отмечает музыкант.

В свободное время Алексей Агибалов отправляется в интернет-кафе для того, чтобы пообщаться с друзьями, а их у него по всей планете немало. «У гитаристов свой мир, — говорит он. — Жаль, что с каждым годом мастеров становится все меньше, хотя гитара в современном мире — один из самых популярных инструментов. Только представьте, в советские годы на заводе имени Луначарского выпускали около 1 миллиона гитар в год, и все они раскупались».

Алексей Александрович играет на многих инструментах, из новых больше всего его поразил электронный баян, обладающий органной мощью.

 

Семейное соло

Многие талантливые люди одиноки, так как отдают всего себя искусству. У Алексея Агибалова иная судьба. «Все, к чему стремился я, постигала и моя жена. Она шла за мной в пещеры, осваивала чеканку и даже занялась ювелирным делом. Правда, у нее свое направление — русский стиль, а у меня авангардный. Изначально мы решили, что в семье достаточно одного гитариста, поэтому сыновья не стали музыкантами. Но когда они слышат звуки гитары, на глазах у них наворачиваются слезы», — продолжает мастер.

«Бывало, что после концерта ко мне подходили люди и говорили: «Что вы сделали с нами? Мы всю ночь бродили по проспектам, читали стихи...». А я отвечал, что дело не во мне, а в преображающей силе музыки», — добавляет он.

 

Азия навсегда

«Родился я в Узбекистане, а затем переехал в Кыргызстан. Влюбился навсегда в восточный колорит. Я мог бы жить во многих странах мира, но останусь здесь. Ведь в наших горах четыре семитысячника, множество пятитысячников, более 500 высокогорных озер и, конечно, Иссык-Куль. Я уверен, что, если человек находится в данный момент в определенном месте, значит, это уже предопределено свыше», — говорит музыкант.
На счету Алексея Агибалова немало дисков, записанных с самыми известными музыкантами и в самых престижных студиях. Но случилось так, что сделать подарок к своему юбилею и растиражировать уже записанный диск он не может — нет средств. Один за другим в стране выходят сборники заурядных исполнителей. А шедевры, исполненные мастером, остаются лежать на полке.

 

Ксения ТОЛКАНЕВА 

 


Количество просмотров: 2751