Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Легенды, мифы, притчи, сказки для взрослых
© Нурия Шагапова, 2010. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата публикации: 6 сентября 2010 года

Нурия Абдрахмановна ШАГАПОВА

Старые легенды на новый лад

Много хороших легенд есть в Кыргызстане, и многие из них, к сожалению, не знает нынешняя молодежь… Как донести до читателя красоту слова наших предков? Свою версию – ожившую, обновленную – предлагает автор. Первая публикация.

 

Иссык-кульская легенда

Седой старик, седой, как лунь.
Коснулся тихо нежных струн…

Давно это было, давно, когда горы были еще молодыми, когда любого путника люди принимали как дорого гостя. Гласит легенда, что жили-были на свете брат Огонь да сестрицы Земля и Вода. Жили они между собой в мире и гармонии. И вот однажды, решили родные путешествовать. Долго ли коротко ли продолжался их путь, неизвестно, но как-то ближе к вечеру, пришли они в прекрасную долину, окаймленную высокими горами на вершинах, которых лежали вечные снега. На склонах величавые голубые ели тянули макушки к яркому солнцу. На бескрайних пастбищах паслись тучные стада. Увидели они ровные поля, на которых трудились земледельцы, кудрявые сады, где от обилия плодов ветви деревьев сгибались до земли, богатые города и поселения. Много стран они прошли, но такой красоты еще не видывали. Решили Огонь, Земля и Вода переночевать в небольшом поселении. Постучались они в двери одного из домов.

— Добро пожаловать, дорогие гости. Проходите, отдохните с дороги, а я ужин приготовлю, — такими словами их встретила гостеприимная хозяйка.

Ловко женщина разожгла огонь в очаге, налила воды в большой бронзовый котел и поставила варить мясо. За окном неслышно ступали сумерки. В последний раз вспыхнула ярким светом вечерняя зарница и на темном небе появилась первая звезда. Тут и хозяин вернулся с поля. Он, как и жена, обрадовался гостям. Поздоровались они. Путники рассказали о дальних странах и о чудесах. Тут и ужин поспел. Пригласил хозяин гостей за широкий достархан.

— Добрая у вас долина. Хорошо живете? – спросили мужчину путники.

— Спасибо, на жизнь не жалуемся. Земля у нас щедрая. Богатый будет урожай нынче. Она главная, — сказал мужчина, разламывая свежеиспеченную лепешку.

В это время женщина наполнила пиалу ароматным супом и со словами: «Спасибо тебе, Земля», — первой подала ей еду.

— Без воды не будет хорошего урожая, — заметила Вода.

— Я вам даю свет. Возможность готовить пищу. Согреваю холодной зимой, — поддержал Воду Огонь.

— Я и не возражаю и очень благодарен вам, но Земля главнее, — упрямо ответил мужчина.

— Ах, так, — обиделась Вода. — Так узнайте же мою силу.

Тут она превратилась в огромную волну. Сомкнулись и над гостями и над хозяевами синие воды. Исчезли поля, сады и поселения. Вместо прекрасной долины бушевало море, а Вода все прибывала и прибывала.

— Сжалься, сестрица, — взмолилась Земля, и проронила несколько слезинок. – Оставь хоть немного суши для людей, чтобы они разводили сады, строили дома и растили детей. – Ты оказалась сильнее. Ты победила и меня и Огонь.

— То-то же, — выдохнула белыми барашками волн Вода. Только теперь я не уйду. Пусть остается лазурный водоем и будет он гордостью народа живущего здесь. Так появилось чудесное озеро Иссык-Куль. Немного соленное от слез Земли и горячее от оставшегося в пучинах Огня.

Правда, это или нет, но кыргызские ученые решили проверить легенду. Тем более, что иногда Вода сердится. Тогда озеро темнеет, а разбушевавшиеся волны выбрасывают на берег черепки домашней утвари и женские украшения. Снаряди они экспедицию, и исследовали дно озера. Оно оказалось довольно ровным и песчаным. Правда, растительности мало, да и подводный мир не богат. Все песком да илом покрыто. Видно много воды с тех пор утекло. Значит прав сказитель. Была долина, жили мирно там люди, пока однажды не разыгралась водная стихия и не затопила ее. Об этом свидетельствуют и найденные археологами стены древних городищ.

 

Играл комуз. Из уст акына легенду о затопленной долине мы слышим ныне.

 

Легенда об Иссык-Куле
    (Старая легенда на новый лад)

«Давно, очень давно, когда земля уже была сотворена и населена людьми, Всевышний, глядя сверху вниз на свое творение и любуясь ею, вдруг заметил, что чего-то все-таки не хватает, и тогда решил он сделать землю еще прекрасней. Созвал Всевышний своих помощников, ангелов, херувимов и мастеров. Роздал каждому по драгоценному камню: кому алмаз, кому янтарь, кому жемчуга белые, розовые и черные и велел летать по всему миру и там, где кому приглянется – бросать драгоценность.

Разлетелись помощники по всему белому свету, чтобы выполнить поручение Отца Небесного.

Один из ангелов пролетал над прекрасной долиной. На окраине большого города, он заметил красивую девушку, которая, весело напевая, раскладывала только что изготовленные отцом-гончаром прекрасные блюда и пиалы.

Решил ангел рассмотреть девушку поближе. Принял облик юноши и подошел к ней, а как глянул в ее изумрудные очи, так и забыл о поручении Всевышнего.

По сердцу пришелся молодец и красавице. Полюбили они друг друга с первого взгляда, и остался юноша-ангел у гончара.

Прошло шесть дней и ночей, и чем дольше жил юноша, тем сильнее росла и крепла его любовь к девушке.

На седьмой день, гончар показал свое новое творение молодым. Это была пиала самой тонкой работы и удивительной красоты.

Девушка быстро постелила достархан и сказала:

— Эта твоя самая лучшая пиала, отец, нужно из нее выпить чаю, чтобы все твои работы были такими же. Она налила в новую пиалу горячего чаю, но первому подала юноше:

— Ты должен выпить из этой пиалы первым, – сказала она, – потому что именно твое появление вдохновило моего отца…

В это время на небеса вернулись все посланцы. Там, где они бросили драгоценные камни на земле появились прекрасные озера. Отец Небесный был доволен, – вот теперь земля прекрасна! – воскликнул он, и вдруг заметил, что одного ангела нет. Глянул он на землю и увидел: сидят под грушевым деревом — старый гончар, юноша с девушкой и собираются пить чай. Непорядок это, чтобы ангелы небесные забывали о своих делах, – нахмурился Отец Небесный. Сразу же на чистом небе молнии засверкали, гром грянул, задрожала земля. Вздрогнул ангел-юноша и вспомнил о своей миссии. Вытащил он из кармана голубой сапфир и только протянул девушке, чтобы объяснить ей кто он такой, как выскользнул камень из его рук и упал в пиалу с горячим чаем. Юноша исчез, а голубой сапфир, превратившись в волну, накрыл девушку, гончара, город и всю цветущую долину вместе со всеми находившимися там городами и поселениями. Уже через несколько минут, вместо бывшей долины раскинулось прекрасное озеро с сапфировой водой окаймленная величественными горами с алмазными коронами нетающего снега.

Когда разошлись тучи, вновь засияло солнце, смотрелось в озеро аквамариновое небо, и солнечные блики прыгали по игривым волнам. Вот так закончилась красивая любовь ангела и дочери гончара.

Зато появилось озеро, которое за всю историю существования имело несколько названий: Же-Хай (теплое море), Тимур-ту-Нор (содержащее железо), Та-Чин-Чжи (большое прозрачное озеро), Джит-Куль (душистое озеро), Туз-Куль (соленое озеро), и последнее название, которое сохранилось до наших времен это Иссык-Куль. Возможно, из-за большой любви, которая осталась в сердце красавицы, а может быть из-за горячего чая, но вода в озере не замерзает зимой, сюда прилетают лебеди – символы любви и верности и поэтому люди оставили последнее название — Горячее озеро. Вода Иссык-Куля – соленная, может быть от невыплаканных слез девушки и юноши? Теперь остается только предполагать. Само же озеро часто меняет цвет — то оно сапфирово-голубое, то изумрудное, как глаза красавицы, то чернеет от тоски перед штормом. Если вы внимательнее посмотрите на карту, то увидите, что действительно географическое очертание озера Иссык-Куль напоминает форму пиалы, но это только красивая легенда.

 

Кыргызская Атлантида — Чигу

Пусть времена земли стирают лица,
Потомки, через многие года,
Отыщут Чугучэн – кочевников столицу
И Иссык-Куль раскроет тайны дна…
Н.Ш.

На дне Иссык-Куля в 1985 г. ученые-археологи обнаружили крупное городище античного времени. Находки свидетельствовали, что оно существовало где-то в первом тысячелетии до нашей эры. Они предположили, что подводные развалины города и есть ставка могущественного правителя древнеусуньского племенного союза. Есть одно неизменное правило: Только ученые имеют право на гипотезу, теорию и ошибки. Поэтому неизвестное сакское городище на берегу Иссык-Куля, они считают столицей усуней – Чигу. Так почему исчез античный город? Существует много легенд по этому поводу и вот одна из них малоизвестная гласит о затонувшей кыргызской Атлантиде.

 

На месте озера когда-то была обширная равнина с многолюдными городами и поселениями. Но самым главным и красивым считался Красный город. Город ремесленников и земледельцев, который правитель усуней сделал своей ставкой, китайские летописцы называли Чигучен, то есть «Город красной долины»? Почему красный? Да потому что все дома были построены из кирпичей, сделанных из красной глины, крыши покрыты красной черепицей, улицы вымощены красными камнями. Город стоял на Великом Шелковом Пути. Город разделяла большая река, которая несла красные воды. Так вот, через Чигу проходили бесконечные караваны с различными товарами: шелками, золотом, фарфором и пряностями с Востока на Запад. Караванщики бесконечно подвергались опасностям, так как на земле шли бесконечные войны, в том числе и усуни, и китайские правители воевали с гуннами. Однако эти войны не влияли на развитие города, так как жестокий, но мудрый правитель Булакхан отражал все атаки врагов. Зная насколько мудр и прекрасный воин Будакхан, китайские императоры искали союза с ним, видя в нем потенциального союзника. Для этого использовались все методы, не только одаривали богатыми дарами, но и старались устроить династические браки.

Вот так случилось и в 107 г. до н. э. Для укрепления союза, китайский двор отдал свою принцессу Джи, что в переводе с китайского означает земля в жены жестокому усуньскому правителю Булакхану.

Прекрасная, как цветок лотоса, принцесса сразу же покорила сердце правителя, но не могла ответить взаимностью. Сердце Джи уже принадлежало бедному стражнику, сопровождавшему ее не один день из отчего дома до владений правителя. Как ни старался Булакхан завоевать любовь девушки, у него ничего не получалось. Хан одаривал ее подарками, но принцесса отказывалась от богатых даров.

— Построй мне отдельный дворец, — однажды попросила она его, — мне нужно побыть одной и подумать, — сказала она. В ее словах правитель уловил надежду и с радостью согласился исполнить ее просьбу. Сотни рабов днем и ночью были заняты строительством, и очень скоро был построен великолепный красный дворец. Вокруг цвели сады, где пели диковинные птицы, били фонтаны и журчали хрустальные ручьи. Девушка приняла дар, но как всегда ответила отказом.

Правитель не выдержал.

— Столько дней и ночей я добиваюсь твоей любви, а ты отвергаешь меня, — сказал он. – Мне покоряются народы, я повелеваю не только самыми сильными и храбрыми воинами, но и водами. Не даром меня зовут Булакхан. Но я не могу покорить твое сердце. Я мог бы взять тебя силой, но не могу, потому что я люблю тебя.

— Очень жаль, — ответила красавица. – Я не могу полюбить тебя, потому что люблю другого.

Разгневался хан.

— Говори, кто он, я убью его, — хан вытащил кривой нож.

— Тогда тебе придется убить и меня, — ответила Джи.

— Но сначала ты будешь моей, — правитель схватил Джи.

— Помогите, — закричала Джи. — Помоги, мне, любимый! — На ее крик в покои вбежал стражник.

— Ах, вот кого ты любишь? — отступил хан. – Эй, стража, взять предателя и бросить в зиндан. Завтра он будет казнен. Как ни умоляла Джи пощадить любимого, правитель был неумолим.

На следующее утро, когда алая заря разлилась над горами, юноше вырвали сердце. На золотом блюде Булакхан преподнес его девушке. Заплакала Джи.

— Помогите, мне Боги, — взмолилась она. – Дайте мне свободу!

— Но ты же Земля? – ответили ей Боги. – Зато душа моя свободна, как птица.

— Будь по-твоему, — решили Боги. Джи превратилась в чайку и взмыла в поднебесье. Волна любви и ненависти в сердце повелителя Вод и народов превратилась в огромную морскую волну, которая в одно мгновение поглотила все вокруг. Вместо красной долины бушевало аквамариновое озеро. Горячее, от горячей любви и соленное от горьких девичьих слез. Хотелось бы чайке вернуться на землю, да волны не пускают. Вот и мечется она одинокая над водными просторами. Задевая крылами волны-барашки плачет и пытается найти в пучине сердце своего любимого.

Это только легенда, но могла произойти и катастрофа. Ведь озеро расположено в высокосейсмической зоне молодых гор. Так, вслед за верненским землетрясением 8 июня 1887 г. на северном берегу озера в районе Чолпон-Аты «близстоящий берег Иссык-Куля на протяжении сотен сажен опустился ниже своего прежнего уровня и погрузился под воду». При землетрясении 29 июня 1889 г. в некоторых местах «берег понизился и уменьшился, а уровень воды повысился». В результате землетрясения 1910 г. топография местности между селами Ойтал и Ананьево совершенно изменилась за счет вновь образовавшихся провалов, обрывов и складок, а в районе с Григорьевка даже раскололись и обрушились громадные скалы. Естественно, что ученые должны учитывать и подобные обстоятельства при изучении вопроса о происхождении затонувших городов, но так или иначе хочется верить в красивую легенду и о легенде красного города Чигу.

 

Новая легенда о Бишкеке
    (сказка-версия)

У кыргызского народа поистине богатая история. В VI-VII веках н.э. кыргызская государственность достигла небывалого взлета на берегах Енисея. О кыргызах уже в то время уважительно писали историки Византии и Китая, арабы и персы. В определенные периоды истории, отдельные развитые и сильные государства и их народы оказывали влияние на другие страны, как, например, завоевательные походы на восток Александра Македонского, армад кыргызских гуннов Огуз (Модэ)-хана и Адил (Аттила)-хана в Восточную и Западную Европу, кыргызских родоплеменных групп куманов, алагчын и кыпчаков в начале XI века на Русь и другие. Вот тогда то и происходило экономическое развитие кыргызского государства в Центральной Азии и главным преимуществом был — Великий Шелковый Путь. Именно отсюда он вел свое ответвление, и называлось не иначе как «Кыргызский путь».

Благодатная чудная долина с мягким климатом зимой, великолепными пастбищами, горными речками с чистой водой привлекали кочующий народ. С наступлением весны, они уходили в горы, чтобы осенью опять вернуться. Жили в юртах, и не было у них постоянного места жительства. Однако наступило такое время, когда Кыргызстан стали сменять друг друга тюркские государства: Западно-Тюргского, Тюргешского, Карлукского и Караханидского каганатов. Появилась столица Суяб (Баласагун), расположенная близ современного Токмока с многочисленными горожанами — купцами, ремесленникам и строителями. Свободолюбивые, мужественные и талантливые, люди возводили города, и все новые и новые поселения вырастали на Великом Шелковом Пути, по которому шли бесконечные караваны из Китая в Европу. Но покой мирных жителей и караванщиков нарушали сузакские кыргызы, которые контролировали Великий Шелковый Путь и периодически совершали свои набеги грабя не только караваны, но и стойбища кочевников.

Тогда-то и было решено жителями построить четыре крепости:

  • Кара-Балта (черный топор), 
  • Сокулук (палица),
  • Бишкек (это не только палочка для размешивания кумыса, но и бишкеком местные жители называли трехзубые деревянные вилы, которыми они пользовались при уборке сена. При защите от врагов, бишкек служил орудием защиты, как обычные вилы. Видимо, при названии крепости, этот предмет и бросился в глаза строителям и особо не заморачиваясь, оставили это название. — Прим. автора),
  • Токмок (дубина).

Воинственные названия крепостей говорят сами за себя, здесь жили отряды первых ополченцев со своими семьями, а также военные.

Самой крупной и более оснащенной боевой техникой, была крепость Бишкек. Именно сюда стекались беженцы, купцы и ремесленники открывали свои лавки. Крепость разрасталась. С вводом царских войск, начались укрупнения и расширения крепости, которая уже превращалась в город. Конечно, старая крепость была разрушена, но, тем не менее, первоначальное ее название история сохранила, лишь слегка трансформировав слово в Пишпек. Нет ничего удивительного, в том, что став суверенной и свободной страной Кыргызстан вернул столице первоначальное название Бишкек. Сегодня не только в Кыргызстане, России, и других странах СНГ, люди возвращают городам, селам их первоначальные названия. Меняется все, неизменным остается только устное народное творчество, которое и до носит нам историю городов.

 

© Нурия Шагапова, 2010. Все права защищены
    Произведение публикуется с разрешения автора

 


Количество просмотров: 4304