Главная / Публицистика / Научные публикации, Политические науки; управление; идеология
Статья публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 13 сентября 2010 года
Наука на пути реформирования
Статья о необходимости реформирования научно-технической сферы в Кыргызстане.
Любая реформа может дать эффект только в том случае, когда ее смысл понят и поддержан обществом, в том числе научной общественностью. Начавшийся еще в конце 80-х гг. ХХ в. процесс реформирования научно-технической сферы не является исключением. Реформировать науку в Кыргызской Республике пытались во все времена академики-президенты Н.П. Лаверов, А.А. Акаев, И.Т. Айтматов, Т.К. Койчуев, Ж.Ж. Жеенбаев. Можно было заранее предвидеть, что этот процесс будет сопряжен со многими трудностями, с непониманием, сопротивлением, финансовыми проблемами. Все это, наверное, чувствуют и нынешний Президент НАН КР Ш. Ж. Жоробекова и очередной министр образования и науки Кыргызской Республики. Поэтому прежде чем приступить к самому реформированию, мы считаем необходимым совместно с научной общественностью выработать единое понимание сути предстоящих реформ.
С этой целью на встречах с научной общественностью Оша, Жалалабада, Чуйской и Таласской обл., Ысык-Куля, Нарына, Баткенской области и научных центров других городов страны, на расширенных совещаниях в Правительстве Кыргызской Республики при активном участии представителей академической, отраслевой, вузовской науки, профсоюзов и комиссии Жогорку Кеңеша Кыргызской Республики должны быть обсуждены наиболее принципиальные вопросы предстоящего реформирования. Неоднократно должны рассматриваться они и на парламентских слушаниях. В результате столь широкого и всестороннего обсуждения проблемы будет выработан алгоритм проведения реформ.
Возникает вопрос: что же у нас получилось при преодолении трудностей, возникших в связи с переходом от административно-распределительной экономики к рыночной? Это сохранение в неизменном виде того наследия, которое республика получила от прежней модели хозяйствования. В новых экономических условиях, при современных темпах развития научно-технического прогресса и обостряющейся конкуренции на мировом рынке наукоемкой продукции Кыргызстан постепенно начал отставать и отстает от передовых научных держав мира.
Тщательно проанализировав реальное положение дел, Правительство и научная общественность должны прийти к единому мнению о безотлагательности преобразований в научно-технической сфере с целью не просто спасти отечественную науку, а помочь ей успешно конкурировать на мировом научном рынке и активно включаться в процессы оздоровления экономики Кыргызской Республики .
Первым делом следует обязательно выполнить давно намеченную инвентаризацию имеющихся в республике научных учреждений с целью составить более или менее объективное представление об имеющемся в республике научном потенциале.
Следующим этапом должна стать аккредитация научных учреждений. Правительством должно быть утверждено “Положение об аккредитации научных учреждений”, которое послужит правовой основой для проведения этого важного и нужного этапа реформирования.
Аккредитация научных учреждений проводится не для того, чтобы административным путем сократить число институтов и лабораторий, а для наведения порядка в системе научных учреждений и существенного улучшения финансирования тех из них, которые действительно занимаются научной деятельностью, а не просто прикрываются научной “вывеской”, хотя отдельные из них давно утратили реальный научный потенциал. Аккредитация (доверие) – это действительный механизм реальной оценки самими учеными имеющегося научного потенциала республики, а не способ насильственного закрытия действующих научных учреждений.
Следующее важнейшее звено реформирования – изменение принципа и системы финансирования науки. Правительством Кыргызской Республики (Постановление № 429 от 06.08.1999 г.) было утверждено положение о порядке формирования и реализации государственных научно-технических программ, о порядке организации и проведении государственной (независимой) научно-технической экспертизы проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и о порядке финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета. Несмотря на существование исполнительного документа финансирования осуществляется по принципу базового выделения бюджетных средств, что на деле означает “Каждой сестре по серьге” и часто приводит к явно нерациональному их расходованию. От этого принципа давно отошли все передовые научные державы мира, убедившись, что наиболее эффективна концентрация средств на наиболее приоритетных фундаментальных исследованиях и “прорывных” научно-технических разработках.
Для повышения эффективности научных исследований и научно-технических разработок необходимо финансировать не учреждения, а программы, конкретные научные проекты, конкретные НИОКР на конкурсной основе.
Для практической реализации этого положения необходимо межведомственное положение о порядке размещения заказов на выполнение НИР и НИОКР прикладного характера для государственных нужд путем проведения торгов (конкурсов). Одновременно создаются реальные предпосылки для того, чтобы у каждого научного учреждения или организации были возможности коммерциализировать свои научные разработки и заработать дополнительные средства, необходимые для дальнейшего развития научных исследований.
Другими словами, речь идет о постепенном введении апробированного во всех развитых странах принципа многоисточникового финансирования научно-технических сфер. При этом учитывается как специфика научной деятельности, так и та огромная роль, которую играют фундаментальные, в том числе и так называемые гуманитарные науки, в развитии духовных и культурных ценностей общества. Понятно, что к ним нельзя подходить с чисто рыночными мерками. Как и в других странах, фундаментальные науки в Кыргызской Республике в основном должны финансироваться из государственного бюджета. Причем финансироваться в объеме, достаточном для сохранения нашего приоритета в ряде научных направлений.
У прикладной науки в условиях рыночной экономики появится прежде не существовавшие возможности финансирования.
После аккредитации научных учреждений многим сотрудникам удастся повысить заработную плату в два и даже в три раза.
Успешное осуществление реформ невозможно без последовательных и скоординированных действий всех ветвей власти. В первую очередь необходимо активизировать работу по созданию нормативной базы. Только в этом случае мы сможем решить главную задачу – обеспечить необходимые условия для сохранения и развития наиболее продуктивной части кыргызской науки, сконцентрировать научно-технический потенциал и средства на приоритетных направлениях науки и техники с целью дальнейшего их развития на до уровня мировых стандартов и создания базы экономического подъема республики.
Член-корр. НАН КР, д.т.н., профессор Т. Ормонбеков
Количество просмотров: 2444 |