Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Публицистика / Научные публикации, Педагогика, образование; наука как таковая
© Ормонбеков Т.О., 2010. Все права защищены
Статья публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 13 сентября 2010 г

Тынымбек Ормонбекович ОРМОНБЕКОВ

Образование – одна из важнейших отраслей, обеспечивающих воспроизводство человеческого капитала

Зачем нужно образование? Краткий обзор истории образования и его задач в контексте развития общества.

 

Накопленные человечеством знания, навыки, богатство культуры, система этических ценностей передается из поколения в поколение по двум каналам: путем воспитания и общения в семье, в ближайшем окружении и через специализированную систему обучения — образование. В ХХ в. возросла роль третьего канала – радио, телевидения, Интернета, газет и книг, самообразования, которое каждый выбирает по своему вкусу. Эти каналы играют решающую роль в формировании и деятельности личности, в сохранении и обогащении социального генотипа, его адаптации к радикальным инновациям в обществе, переменам в окружающей среде.

Древнейшим является первый канал. Он унаследован от животного мира, однако главная отличительная особенность человека — речь – способствовала его ускоренному интеллектуальному развитию. Другой подобной “инновацией” стала письменность, позволившая сохранять на столетия и тысячелетия и передавать накопленные знания и опыт. Эти повороты являются первыми информационными революциями, которые создали предпосылки в III тысячелетии до н.э. разделению труда, в результате чего выделился особый вид деятельности – образование (в дальнейшем – отрасль экономики). Возникли образовательные учреждения, в которых учителя в систематизированном виде передавали ученикам сумму знаний и навыков. Это было первой революцией в образовании, создавшей условия развития человечества, рождения науки как системы знаний, дальнейшего совершенствования техники.

Следующей образовательной революцией, базисным образовательным нововведением античной эпохи было создание школ философов, Академии Платона (387 г. до н.э.) и Лицея Аристотеля (347 г. н.э.). Академия Платона просуществовала до 252 г. и, по оценке Джона Бернара, стала родоначальником образовательных учреждений высшего типа. Лицей Аристотеля соединил обучение с исследовательской деятельностью. Система обучения чиновников сложилась в Древнем Китае. Никто не мог занять государственную должность, не сдав экзамена, на котором проверялись знания учения Конфуция и других необходимых для выполнения этой должности предметов.

После распада Западной Римской империи существовавшая в ней система образования пришла в упадок. Ее возрождение происходило под эгидой церкви. Базисным нововведением этой эпохи стало учреждение в конце VIII в. Академии Карла Великого в Аахене, столице франкского Королевства, и школы в монастыре св. Мартина в Туре. Школы создавались в Германии, Италии.

Вторым образовательным нововведением средневековой эпохи стало создание сети университетов: в ХII в. – в Париже, Болонье, Оксфорде, в ХIII в. – в Кембридже, Падуе, Неаполе, Саламанке, в ХIV в. – в Праге, Крапиве, Вене. В Университетах осуществлялось систематическое обучение, велись научные исследования, по сути дела, здесь формировалась интеллектуальная элита той эпохи. Практическое и техническое обучение становилось необходимым повсюду. Сформировалась педагогика как наука об обучении.

Базисным образовательным нововведением индустриальной эпохи стало распространение обязательного начального образования, готовившего кадры рабочих, и высшего образования для подготовки инженеров, агрономов, конструкторов, технологов, финансистов, менеджеров для промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли, банков и т.д.

Новейшая революция в образовании развертывается с конца ХХ в. Она является необходимым звеном становления гуманистически-ноосферного постиндустриального общества и интегрального соцкультурного строя. Образовательная система современного Кыргызстана самостоятельно развертывается с 90-гг. ХХ в.

Новейшая революция в образовании опирается на следующие базисные нововведения.

Во-первых, обновление и сохранение образования, включение в него в полном объеме формирующейся постиндустриальной научной теории и сети частных моделей отдельных отраслей знаний. Это не значит, что научное наследие прошлых веков должна быть отброшено. Но его необходимо переосмыслить с позиции нового знания, изменившихся условий развития общества. Содержание и структура читаемых дисциплин, да и сам их набор должны учитывать перспективы трансформации общества и самого корпуса знаний.

Во-вторых, для индустриальной эпохи приоритет в образовании отдавался естественным и техническим дисциплинам. Сейчас настало время гуманизации и экологизации образования, приоритета общественных, гуманитарных и экологических дисциплин, наук о жизни. Важнейшее место в преподавании общественных дисциплин должны занять теория циклов и кризисов, изучение истории Кыргызстана, динамики и взаимодействия цивилизаций, учение о ноосфере и концепция устойчивого развития, основы культуры мира, изучение многообразия культур, системы этнических ценностей, процессов глобализации. Нужно и политехническое образование, но с учетом новых требований к технологиям, которые ставит постиндустриальное общество. Нельзя механически сокращать технические и естественные дисциплины в пользу гуманизации и экологизации образования. Надо искать их консолидации. Сочетание профессиального образования с эстетическим и этическим будет способствовать всестороннему развитию личности. Необходимо давать адекватное представление о содержании и динамике религий, не допускать опасности возврата подчинения образования религии, соблюдать принцип отделения церкви от светской системы образования, возможность выбора новых поколений той или иной религии или свободы от религиозных верований.

В-третьих, базисным нововведением является утверждение креативной педагогики, делающей упор не на запоминание нормативного объема знаний и усвоение узкопрофессиональных навыков, а на развитие творческих способностей обучаемых, умение ориентироваться в быстро меняющейся обстановке и находить нестандартные решения новых проблем и головоломок, щедро предлагаемых жизнью, освоение инновационного мышления. Некоторый опыт применения креативной педагогики накоплен в кыргызских школах, он должен составить в ближайшее время самое ценное в системе образования.

Представляется, что самое опасное в проводимой сейчас в Кыргызской Республике реформе образования – его прагматизация и стандартизация. Переход к оценке знаний на основе тестов ориентирует обучаемых на запоминание и угадывание правильного ответа, а не на сообразительность и самостоятельный творческий поиск. Это скорее образовательная антиинновация, которая негативно скажется на мышлении будущих поколений и противоречит общей тенденции творческого разнообразия личности в гуманитарно-креативном постиндустриальном обществе.

В-четвертых, высокими темпами идет информатизация процесса обучения. Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет соединить логические и образные методы освоения новых знаний, что многократно повышает продуктивность процесса обучения; увеличивает активность и интерес обучаемых; позволит индивидуализировать информационные потоки и методы обучения с учетом способностей и интересов обучающихся; дает возможность распространять во всем информационном пространстве опыт лучших педагогов, сведения о новейших научных открытиях, крупных изобретениях, технологических новинках, культурных и социальных достижениях.

Однако и здесь недопустимо преувеличение. Информация не цель, а средство трансформации образования. Она может служить как воспитанию, так и разложению личности, угрожает превратить чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и Интернетом в придаток к компьютерам, забирая свободное время от общения с друзьями, чтения книг, отдыха и спорта. В общении с компьютерами нужно соблюдать правила социальной и интеллектуальной гигиены.

В-пятых, меняется сама организация образования, начинает укрепляться тенденция к формированию системы непрерывного образования, охватывающего с модификациями все стадии жизненного цикла человека – от дошкольного до пенсионного. При этом планируется использование возможности дистанционного обучения с применением современных информационных технологий, которых в республике еще недостаточно.

Непрерывное образование укрепляет инновационный характер обучения, поскольку позволяет своевременно обновлять и пополнять полученный в школе и вузе запас знаний, адаптироваться к переменам, лучше понимать новые проблемы и находить пути их инновационного решения. Особое внимание при этом должно уделяться послевузовскому образованию, ибо полученные знания стремительно стареют в условиях научной революции, технологического переворота, резких перемен в политической и социальной сферах, что происходит сегодня и в нашей республике. Да и сама наука об образовании (не только педагогика) должна значительно расширить свои рамки, учитывать образовательные циклы и кризисы в структуре цикличной динамики общества и жизненных циклов обучаемых, развивать экономику образования как одну из важнейших отраслей, обеспечивающих воспроизводство человеческого капитала.

В связи с этим представляет интерес проблема образовательной квазиренты. Инвестиции в образовании – не менее (а может быть, и более) эффективное вложение капитала, чем в основной капитал, в технологические инновации. Предприятия и отрасли (которых, возможно, в будущем станет больше), первыми обеспечат – и будут поддерживать высокий образовательный уровень своих работников, поставят на рынок конкурентоспособную продукцию, более эффективно осваивают и распространят инновации, получат за счет этого сверхприбыль, важной составной частью которой явится образовательная квазирента. Эту сверхприбыль можно делить на три части: одну – для самых творческих работников высокой квалификации, инициаторов и исполнителей; другую – для предпринимателя -инвестора, который сложили капитал в привлечение работников высокой квалификации и обучение персонала, организовал освоение инновации; третью – государству, которое берет на себя основную часть затрат на обучение и вправе рассчитывать на долю возникающей от этой сверхприбыли.

Образовательная квазирента возникает не только внутри республики для образовательных учреждений, предприятий, отраслей, областей, которые лидируют в освоении и распространении образовательных, технологических и экономических инноваций. Она может выступать в масштабах СНГ и даже в мировом хозяйстве. Это обусловлено резкой дифференциацией уровня образования в разных странах и цивилизациях.

Развитые страны, которые практически ликвидировали неграмотность и достигли значительных успехов в образовании, получают за счет этого существенные преимущества в международной торговле товарами и услугами и присваивают основную массу мировой образовательной квазиренты. На основе имеющейся статистики точный объем квазиренты исчислить невозможно. Например, США, привлекая практически бесплатно для себя ученых, программистов и других специалистов из СНГ и других стран, получают значительную экономию и, следовательно сверхприбыль как основу образовательной квазиренты. Известно, что профессор С.П. Капица как-то подсчитал, только за счет эмигрировавших в США за 10 лет выпускников физтеха США получили экономию в размере 1,5 млрд. долл. СНГ выступает донором для богатейшей страны мира. Значительная доля сотен миллиардов долларов информационной квазиренты, полученной США в 90-е гг., является плодом творческого труда талантливых программистов, получивших образование в СНГ. Подавляющее большинство выпускников ведущих вузов Кыргызской Республики, получив образование за счет республики, пополняют ряды программистов, ведущих ученых России, Турции, Германии и друг государств.

Важнейшим фактором устойчивого развития является освоение базисных образовательных инноваций постиндустриальной эпохи Кыргызской Республики при помощи развитых стран и международных организаций. Решению этой задачи способствовали бы разработка и реализация долгосрочной образовательной программы под эгидой ЮНЕСКО, а также создание социокультурного фонда за счет отчислений от финансовой квазиренты.

Лишь на этой основе может быть сокращен достигший критической величины уровень разрыва в образовании в Кыргызской Республике за период 1998 – 2010 гг.

 

Член-корр. НАН КР, д.т.н., профессор Т. Ормонбеков

 


Количество просмотров: 3774