Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, О детстве, юношестве; про детей / — в том числе по жанрам, О животных / Детская литература
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата публикации: 28 сентября 2010 года
Вкус слезы
Добрый рассказ-сказка об одном дне в далеком аиле, и персонажи рассказа – маленькая девочка, муравей, змея… Первая публикация.
Солнце показалось и осветило невысокие горы. Его лучи прогревали землю, и все живое стало просыпаться. Когда прогрелась верхушка муравейника, и во внутренних ходах стало тепло, муравьи стали просыпаться. Каждый муравей знал свою работу, свое место, свой пост, и сначала медленно, потом все быстрее и быстрее они стали разбегаться по своим делам. Проснулся от сна и самый маленький рабочий муравей. Он был слабым, потому что таким уродился. Его усики были небольшими, челюсти не сильными. Его слабость, наверное, знали и другие муравьи. Все они тащили в муравейник еду, строительные материалы, ухаживали за личинками, воевали с врагами, в общем, делали полезную работу. Он же не мог принести ничего полезного. Его челюсти не могли ухватить сильного жука и перегрызть лапу врага из соседнего муравейника, усы не могли найти еду. Но другие муравьи не били его, не оскорбляли, не унижали. Они не были такими жестокими, как люди. В любом случае, рассуждал общий муравьиный мозг, его дни и так сочтены.
Муравей проснулся и пошел к выходу, выйдя на солнышко, он очистил свои небольшие усики, подвигал челюстями и побежал по невидимым муравьиным тропам в поисках еды.
***
С первыми лучами солнца проснулась и девочка. Она протерла своими ручками свои черные заспанные глаза. Полежала и, глядя на лампочку, висевшую на витой проволоке, пыталась вспомнить свой сон. Но сколько не старалась, так и не смогла. Она глубоко вздохнула. Ее тетя говорила, что, чтобы не забыть сон, который приснился, нельзя с утра смотреть в окно. Она каждое утро старалась не смотреть, но все равно не могла вспомнить свои сны.
После девочка встала и побежала умыться. Строгая бабушка накормила ее, и девочка вышла наружу. Ее работа заключалась в том что, каждое утро она выгоняла овец и коз и добавляла к общему аильному стаду, а вечером их встречала.
Когда девочка вышла во двор, ее с радостью встретил маленький козленок. Он был ее любимцем. Его мама коза умерла, и козленка с самого рождения кормила девочка. Для него мамой была эта девочка. Запах девочки он чувствовал издалека и сразу бежал к ней. Приблизившись, он тыкался ей в коленки и смешно бодался своей кудрявой головкой.
Девочка, взяв прутик, выгнала овец на улицу, за ней побежал и козленок, подпрыгивая и обнюхивая все вокруг.
***
Муравей не спеша шел по тропе. Усики обнюхивали землю, и он слабо, но все-таки улавливал некоторые запахи. Чем больше запахов он чувствовал, тем больше он путался, и в конце концов забрался вообще не туда. Ползя дальше, он как-то забрался в пещеру. Здесь было холодно, и запаха практически не было. Он полз и полз дальше. Впереди лежала змея. Огромная змея. Огромная для него. Она спала. Лучи солнца не проникали сюда, но ей не нужно было наружу. Ей и здесь было хорошо, в этой холодной сырой пещере.
Змея была сытой, ночью она съела полевую мышь. Мышь она проглотила с головы. Та пищала, но ее писка змее не было слышно. Она отчаянно пыталась оттолкнуться лапками, вытащить голову. Но челюсти хладнокровно, миллиметр за миллиметром сжимались, пока снаружи не осталось только дергающийся хвост. Она живой попала внутрь змеи с переломанными ребрами, там и задохнулась. Ужасная смерть, но для змеи это был обычный пищеварительный акт, и она с сытыми глазами вернулась домой.
Муравей близко подошел к змее. Змея отпрянула и высунула свой черный раздвоенный язык. Она почувствовала муравья. Их много ползает наверху, но они еще не заползали к ней в нору. В любом случае они были безобидны для нее. Муравей же начал обследовать пещеру. На полу лежали чешуйки змеи, это были кусочки старой кожи, которые отпадали. Муравей стал их изучать. Они были легкие, шероховатые, на вкус чуть солоноватые. Он взял одну. Его слабые челюсти на этот раз смогли легко ее поднять. Вот что он мог свободно унести, и он потащил ношу к выходу. Его муравьиный инстинкт говорил ему, что он должен был что-то принести, а будет ли это полезно, это уже второй вопрос. Муравей в дальнейшем привык ходить сюда.
***
Девочка бежала вверх по пригорку. Солнце светило. Утренний воздух был свеж. Она бежала с прутиком, и им сбивала зеленую траву. Овцы уже ушли со стадом, а она, увлекшись игрой, вместе с козленком завернула в другою сторону.
Козленок бежал чуть впереди, но вдруг, чего-то испугавшись, подбежал к девочке и уткнулся ей в ноги. Она упала и поранила об острый камешек коленку, кроме того, она порвала тапочек. Она ударила козленка ладошкой. От удара его головка качнулась, но он полизал ее руку. Чтобы укоротить дорогу домой, она пошла по небольшому ущелью, где было русло речки. Оно было сейчас сухим, и наполнялось водой только к середине лета. На дне остались гладкие камешки, но в основном был песок, и он не был горячим. Здесь босой девочке было легче идти. Козленок уже устал играть или почувствовал, что девочке плохо, и виновато свесив голову, молча шел за ней.
Ущелье закончилось, впереди лежало небольшое поле. Девочка села отдохнуть. Она подумала, что сейчас надо идти через поле, где были горячие камни и колючки, и ей стало грустно. Сев на камень, она стала ковырять ранку на коленке. Увлекшись, она отодрала засохшую корочку, и ей стало больно. Пошла кровь. Девочка заклеила ранку листиком, но боль продолжалась. Ей стало жалко себя. Она вспомнила свою маму, которая умерла два года назад. Она плохо помнила ее лицо, но помнила ощущения поцелуев, мягкие руки, которые пахли хлебом. Она вспомнила отца, который уехал далеко после смерти мамы, чтобы заработать деньги. Она была зла на него, неужели, думала девочка, он не мог остаться и здесь найти работу. Она часто представляла себе, как он приедет, и она прыгнет ему на шею и поцелует в постоянно не бритую щеку. Ее маленькое сердце сжалось. Из глаз пошли слезы. Закрыв лицо грязными ладошками, она громко заплакала. Козленок, испугавшись, подбежал к девочке. Девочка обняла его и продолжала плакать. Кудрявая головка козленка намокла от слез и стала еще больше пахнуть шерстью. Слезы ее падали на землю и разбивались на тысячи капелек.
***
Слеза. Выделение слез – нормальный физиологический процесс. Ученые говорят, что это происходит для того, чтобы очищать глаза. Но почему-то плакать хочется не потому, что соринка попала в глаз, да и плачут больше те, у кого чистые глаза... Слеза соленная, но она всегда разная. Зависит от причин. Слеза появляется от обиды, когда тебя не понимают, хоть землю ешь. Слеза бывает от потери близкого человека, когда думаешь, что жизнь кончилась, и весь мир свернулся в одну точку. Слеза случается от усталости, когда понимаешь, что дальше идти некуда и незачем. Но слезы капают и от радости, но таких случаев почему-то меньше. Слеза соленая, но бывает слеза и невидимой. Эта слеза — была слезой маленькой, одинокой девочки, поэтому она была самой горькой в мире. И девочка, плача, уснула на холодном камне.
***
Слеза упала на землю и разбилась на тысячу капелек. Одна из них упала на муравья. Муравей продолжал свой путь. Этот путь был в пещеру, к змее. Змея открыла глаза. Она высунула язык и узнала муравья, но вместе с ним она почувствовала и другой незнакомый соленный вкус. Она поползла поближе и опять высунула свой черный язык. Вдруг ее словно ударило током. Змее стало плохо. Ей стало больно. Внутри ее холодного тела стало жарко. Змеиное сердце учащенно забилось. Чем больше ей становилось плохо, тем чаще она взволнованно высовывала свой раздвоенный язык. Вдруг эта черная пещера стала для нее невыносимо холодной. Ей захотелось наружу, и, задавив муравья, она выползла из пещеры. Змея поползла к серому камню. Это был ее камень. На ней была ложбинка, в которой было очень удобно лежать, свернувшись в клубок. Солнце стало разогревать ее, и, закрыв глаза, змея уснула без сна.
***
Девочка тоже спала. Ей приснилось мама, она обнимала девочку и целовала ее волосы. Ее руки опять, так же пахли свежеиспеченным хлебом. Девочка спрашивала, почему мама оставила ее одну, она отвечала, что она всегда рядом с ней и не покинет никогда. Почему отец не приезжает, спрашивала девочка. У мамы лицо стало серьезным, и она ответила, что он обязательно приедет. Он всегда думает о дочке, что ее фотография постоянно находиться у него в кармане. Фотография помялась, так как всегда после работы, вечером он смотрит на нее. И очень хочет ее увидеть и что он через несколько месяцев обязательно приедет, и что мама это точно знает. И папа купит ей новые тапочки и платье, как раз к первому классу. Почему бабушка такая строгая, спрашивала девочка. Мама отвечала, что твоя бабушка очень любит свою внучку, просто она слишком много думает о прошлом.
Девочка во сне обняла маму. Чем больше она плакала, тем легче ей становилось. И тут она вспомнила свой сон, который она не могла вспомнить утром. Это был этот же сон. Он снился ей каждую ночь. Как хорошо, подумала девочка, что я вижу каждую ночь этот сон, и от этого ей стало еще лучше. Она проснулась от того, что козленок стал лизать ее лицо. Его шероховатый язык намочил ее нос, и она проснулась. Она открыла глаза и в ответ поцеловала его. Девочка встала и пошла через поле. Был уже вечер. Девочка проспала весь день. Через поле навстречу шла бабушка и звала ее по имени. Увидев девочку, она смешно побежала к ней. Девочка тоже побежала. Она бежала легко, коленка уже не болела. Ноги были босые, она потеряла и вторую тапочку. «Ну и пускай, скоро отец привезет новые», — уверенно думала девочка. Бабушка, подбежав к девочке, спросила где та была, она ответила, что уснула. Бабушка ударила ее по спине, потом еще раз, в ответ девочка молча обняла ее. Бабушка посадила девочку на свою сухую сгорбленную спину и пошла домой. Девочка стала рассказывать бабушке про свой сон, при этом она фантазировала, добавляя кое-что от себя. Сказала, что мама была в очень красивом платье, хотя это она и не помнила. Сказала, что отец привезет очень много всего разного, и для бабушки кое-что у него есть. Бабушка молча слушала, и, наверное, сейчас, она перестала думать о прошлом. Дома бабушка накормила внучку супом. Это был очень вкусный суп. Потом бабушка вытащила конфеты, которые ставила на стол, когда домой приходили гости. Девочка наелась, и ей опять захотелось спать, ей было очень хорошо, и она точно знала, что сейчас опять приснится мама, которая будет с ней говорить.
Бабушка накрыла ее пестрым одеялом, и стала ее нахлопывать ладонью, чтобы быстрее уснула. Также когда-то она нахлопывала свою дочь, маму девочки. Девочка уснула, и ей снился опять тот же сон. Бабушка пошла доделывать свои вечерние дела, их было очень много.
***
Солнце заходило. Змея проснулась и вспомнила про муравья. Она быстро поползла к своей норе. Муравей был ранен, змея придавила его. Он медленно ковылял домой, неся в своих челюстях еще одну чешуйку. Змея аккуратно проползла рядом, уже успокоившись. Сегодня она почувствовала много непонятных ощущений, которые ей никогда не понять. От этих новых чувств она проголодалась. Она должна была найти мышь и проглотить ее.
Муравей с чешуйкой приковылял к муравейнику. Рабочие уже закрывали ходы. Он успел пройти внутрь, пошел по знакомым коридорам. Многие муравьи уже замерли в разных местах, они спали. Среди них ему было тяжело продвигаться со своей ношей. Он прошел в уголок, недалеко от входа, где он складывал змеиные чешуйки. Они все были сложены в одну кучу. Положив чешуйку среди прочих, муравей взобрался на них и уснул. Это был его последний сон…
© Уран Жунусов, 2010. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Количество просмотров: 3470 |