Главная / Научные публикации, История / Научные публикации, Этнография, этнология
Дата размещения на сайте: 8 октября 2012 года
О книге «Династия уйгурских интеллектуалов»
Вступительная статья к книге «Династия уйгурских интеллектуалов». В этой уникальной книге слито в единый и увлекательный рассказ о своем народе, его борьбе за право быть свободным и созидать счастливую судьбу трех подлинных интеллектуалов одной и яркой уйгурской династии – историка, поэта и писателя, публициста-исследователя народной мысли, культурно-этнических основ. Книга – еще одна и глубоко достоверная летопись о жизненной силе уйгурского народа, его пути к становлению. Она написана неравнодушными сердцами и пытливой мыслью его истинных сынов. Но она дает возможность каждому читателю прикоснуться к наиболее значимым событиям, к высоким нравственным постулатам древнейшего восточного народа.
Публикуется по книге: И. Бахавудун и др. Династия уйгурских интеллектуалов / И. Бахавудун, А. Имин, А. Баудунов. – Б.: ОАО «Эркин-Тоо», 2012. – 208 стр. Тираж 200 экз.
УДК 94 (47)
ББК 63.3 (2)
Б 30
ISBN 978-9967-12-264-2
Б 0503020000-12
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Рекомендовано к печати Ученым советом Института философии и политико-правовых исследований НАН КР
О КНИГЕ «ДИНАСТИЯ УЙГУРСКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ»
Рекомендуемая читателям книга «Династия уйгурских интеллектуалов» освещает интеллектуальную деятельность уйгурских творческих деятелей Иминжана Бахавудуна, Абдурашита Имина и Акбаржана Баудунова.
У уйгуров испокон веков существует традиция передавать знания, мастерство, дело своим детям из поколения в поколения, поэтому всегда были семейные династии кузнецов, ткачей, ковровщиков, хлебопеков, поваров и многих других мастеров. Такие семейные династии можно встретить на каждом шагу, но династий интеллектуалов можно сосчитать по пальцам – настолько это редкое явление, так как в условиях уйгурского общества при господстве гоминьдановского режима людей, занимающимся умственным трудом, было крайне незначительное число. С другой стороны для получения хорошего образования требовалось много средств, а у трудового народа их было мало.
***
Основателем семейной династии интеллигенции является историк, просветитель и общественный деятель Иминжан Бахавудун (1897 – 1948). Среди соотечественников он был известен под именем «Имин тарих» («Имин – историк»). Как просветитель Иминжан особое внимание уделял развитию народного образования, организовал строительство и открытие светских школ, сам вел в школах занятия, обеспечивал школы учебными пособиями, пропагандировал успехи молодой Советской республики в области культуры, образования и науки. И. Бахавудун внес важный вклад по развитию истории уйгурской литературы и устного творчества, он собрал 5 тыс. уйгурских пословиц и поговорок.
Значительным явлением культурного наследия уйгуров стала фундаментальная книга И. Бахавудуна «История Или». Автор особо выделяет следующие важные проблемы: исторические сведения об уйгурах, история Или в периоды Чагатайского ханства, Джунгарского ханства, Цинского господства, образование Илийского султаната и переселения народов Или в Семиречье.
В книгу «Династия уйгурских интеллектуалов» включен раздел «Переселение народов Или в Семиречье», в котором освещаются трагические события из жизни илийских уйгуров. С 1871 по 1881 года Россия установила свою власть над Илийским краем. По Петербургскогому договору 12 февраля 1881 года Россия должна была передать Илийский край маньчжурам. Эта весть насторожила уйгуров и дунган. Опасаясь преследования цинских властей, местное население решило оставить обжитые места и переселиться в Семиречье. Другого выхода не было.
Автор сочинения «История Или» подробно освещает итоги переселения уйгуров и дунган в различные волости Семиречья. Переселение жителей Илийского края в Семиречье началось осенью 1881 года и продолжалось до начала 1884 года. Всего к этому периоду в Семиречье переселилось 9572 уйгурских семей, насчитывающих 45373 человека, в Илийском крае оставались 2565 уйгурских семей1.
Основной массой переселенцев были бедные крестьяне, Уйгурский поэт и мыслитель Сеит Мухаммад Каши глубоко сочувственно относился к тяжелому положению трудящихся. Они не имели ни средств, ни скота, ни одежды, ни запасов продовольствия. Среди них было много детей, стариков и больных. О тяжелом положении бедняков в это время поэт писал:
Состоятельные люди не испытывают лиха там,
Построят дома, разведут рощи, сады и огороды.
Бедняки же стеснены неимением средств,
Томимы они беспредельным горем.
Головы их одолевают тяжкие думы2.
Автор сочинения «История Или» показал, что переход массы людей на территорию Семиречья сопровождался преодолением множества трудностей. Переселенцы своими силами осваивали голодную степь, строили жилища, каналы, арыки, разводили сады. Как подлинный патриот И. Бахавудун отстаивал права и свободу тружеников, так как гуманист боролся за просвещение народа, развития его культуры.
Рукопись книги «Или тарихи» хранится в научно – исследовательском учреждении в г. Урумчи. Глава из книги под названием «Переселение народа Или в Семиречье» опубликована в журнале «Шинжаң тәзкириси» («Описание Синьцзяна») № 2 в г. Урумчи, в 1996 году.
В 30-40-е годы XX века в Уйгуристане активно развиваются литература и искусство, повсеместно открываются общеобразовательные светские школы, средние специальные и высшие учебные заведения. Во всех районах налаживается выпуск периодической печати, особенно газет. Открылись кинотеатры, библиотеки, функционировали культурно – просветительские учреждения.
Сотни юношей из Уйгуристана обучались в эти годы в учебных заведениях среднеазиатских республик СССР, получали специальности по различным отраслям знания и квалификацию, в том числе по литературе и искусству. В стране были широко распространены книги, художественные произведения, газеты, журналы, изданные в СССР и переведенные на уйгурский, казахский и другие языки. Открылись школы европейского типа, ликбезы для взрослых, курсы по подготовке учителей; к школьному обучению привлекались девушки, а женщины стали работать учителями. Новые школы использовали учебные программы, разработанные для обучения детей в республиках Средней Азии3.
В период существования Восточно-Туркестанской Республики (ВТР, 1944-1949) Илийский район становится одной из развитых провинций Уйгуристана. Наблюдается сдвиг в области промышленности, сельского хозяйства, народного образования, литературы и искусства. В развитии духовной культуры уйгуров революционная литература этого периода занимает ключевую позицию. Талантливые поэты и писатели региона, как прогрессивные мыслители, выдвигали революционные, патриотические и гуманистические идеи. Они были очевидцами жестокого и колониального гнета и безжалостной эксплуатации трудящихся, их ужасающей бедности, нужды и лишений; с болью наблюдали несправедливость и беззаконие, творимые гоминьданской администрацией, местными феодалами и священнослужителями, ежемесячно сталкивались с отсталостью, невежеством, суеверием и предрассудками народа. Они использовали литературу как средство борьбы с классовой эксплуатацией, национальным гнетом и пробуждения в массах политического сознания. Поэты в художественно – образной форме воспевали героев освободительного движения за свободу и независимость Уйгуристана, вдохновляли их на борьбу за социальную справедливость.
В регионе начал свою творческую деятельность Лутфулла Муталлип (1922— 1945) – поэт-новатор, один из основателей современной демократической уйгурской литературы. Для него характерны широта наблюдений, использование в творчестве богатого жизненного опыта, а отсюда и необычное разнообразие тематики: свобода и равенство, демократия, патриотизм и дружба народов, труд как вечный двигатель развития общества, желание видеть свой народ свободным и независимым.
Огромное влияние на формирование мировоззрения Л. Муталлипа оказал поэт – демократ, просветитель и журналист Анвар Насири (1914-1946), известный среди трудящихся своими прогрессивными идеями. Несмотря на свою молодость, он по праву считается наставником, идейным лидером демократически настроенных молодых поэтов, писателей и деятелей искусства. «Мой первый учитель – Анвар Насири. Он воспитал из меня настоящего поэта» 4), писал Л.Муталлип. Заметив природный талант, ясный и последовательный ум своего ученика, А. Насири помог ему освоить методы правдивого изложения действительности, оставаясь верным демократическим принципам.
Анвар с 15-ти лет занимался различными черновыми работами. С 20-ти лет (с 1934 года) начинает работать в «Или гезити» наборщиком, потом – корректором и редактором. В тоже время он участвовал в организации вечернего курса по ликвидации неграмотности, занимается открытием читального зала, корректировкой концертных номеров, написанием текстов к песням.
Но поэтическое творчество всегда остается важнейшей формой самовыражения. В своих стихах поэт анализирует тяжелое бесправное положение масс в условиях господства гоминьдановского режима. В стихотворениях «Күн чиқиш шамили» («Восточный ветер»)5 мыслитель, как оптимист, вдохновляет трудящихся на борьбу за свои права, интересы, за светлое будущее.
***
Вторым представителем семейной творческой династии является революционный талантливый поэт, журналист и переводчик Абдурашит Имин (1922-1949), сын Иминжана Бахавудуна, И. Бахавудун уделял большое внимание обучению сына Абдурашита китайскому языку.
Поэт родился в селе Хонохаймазар Илийской области. До 1930 года он воспитывался в семье, потом учился в начальной школе, в 1935 – 1938 гг. – в китайской начальной школе, с 1938 по 1941 гг. – в китайском классе Илийской национальной гимназии, до ноября 1944 г. работал переводчиком газеты «Или – Шиңҗаң гезити», после революции – редактором газеты «Азат Шарқи Туркестан». С 1946 по 1948 гг. он – редактор и корреспондент газеты «Инқилави Шарқи Туркестан». С 1948 г. был спецкорреспондентом общества «Иттипак» («Единство») в информационном отделе. В последний период жизнедеятельности (до августа 1949 г.) Абдурашит Имин служил в правительстве Восточно – Туркестанской Республики, возглавляемый президентом ВТР Ахмаджаном Касими (1914-1949).
По указанию Сталина и Мао распространялся миф об авиакатастрофе 27 августа 1949 г. на территории СССР, в которой якобы погибли Ахмаджан Касими и все его соратники, в том числе Абдурашит Имин и экипаж – всего 17 человек. Делегация якобы должна была отправиться в Пекин на сессию НПКСК. На самом деле они были схвачены и в ходе многочисленных допросов и пыток на Лубянке палачами МГБ были замучены до смерти. А. Касими и его соратники были сторонниками восстановления уйгурского государства на территории Уйгуристана, а это не было выгодно ни СССР, ни Китаю6.
Творческая деятельность Абдурашита Имина началась с середины 40-х годов XX века. В период победы народной революции в трех округах (вилаятах Уйгурстана: Или, Алтая и Тарбагатая) и создания Восточно – Туркестанской Республики (1944-1949 гг.). Несмотря на недолгую жизнедеятельность, поэт оставил неоценимое культурное наследие будущему поколению. Об этом красноречиво свидетельствует сборник его стихов и рассказов «Күраш илхамлири» («Вдохновленные борьбой»).
В стихотворении «Долгожданная победа» поэт развенчивает реакционный строй гоминьдановцев, обвиняя их в том, что они превратили Уйгуристан в темницу, для народа он стал тюрьмой. В художественно – образной форме А. Имин охарактеризовал бесправное, тяжелое материальное положение трудящихся. Он, в частности, писал:
Нельзя было с этим мириться –
Враг Родину сделал тюрьмой,
Ее превратил он в темницу,
В ней виселиц выстроил строй.
На руки надел нам оковы,
Закрыл нам от света глаза.
Как оптимист поэт верил, что народ не станет терпеть бесчеловеческое отношение со стороны гоминьдановских реакционеров и их бесчинства. И трудящиеся поднялись на борьбу против заклятых врагов, одержав победу. В стихах «Пули революций» Абдурашит написал:
И революционные пули,
Сразив врагов тела,
Свободу нам вернули,
Упала ночи мгла.
Подлинный патриот своей свободной Родины – Уйгуристана, поэт был уверен, что под великим флагом свободы народ добьется полной победы:
И пошла по дороге свободы страна-
Уйгурстан наш родной и милый!
Флаг победы великой реет над ним.
Он – наш страж от любой непогоды.
С ним свободный народ наш непобедим,
Отстоявший в боях свою Родину!
А. Имин знал, что после завоевания независимости Родины необходимо обеспечить мирную жизнь населения страны, защищая ее от внутренних и внешних врагов. В стихотворении «Клятва» поэт писал:
Из родной земли изгнали
Всех врагов своих заклятых.
Клятву Родине мы дали:
Стойкими сынами быть.
Ее небо, нивы, дали
От врагов храня, любить!
В пейзажной лирике Абдурашита Имина ощущается восточный колорит природы – интимный и мягкий. В стихотворениях «Утренний ветер» и «Весна» наиболее полно раскрылось его поэтическое дарование в философских размышлениях, описании весны, вступившей в свои права. В это время зима вынуждена уступать свое место весне, обновляющей жизнь повсюду: в горах, полях и садах царит весенний зеленый цвет. В лугах солнце взошло, цветы, соловьиные трели:
В них вера в жизнь, в земное счастье
И в сокровенные мечты.
Чтоб вечные цветы увяли
И пламенели и бутоны.
Поют над миром соловьи
И дарят радость всем влюбленным.
Вслед за природой изменяется и жизнь общества. Природная среда настойчиво призывает людей пробудиться, выразить радость обновления, встретить весну как время надежды. Весна пробуждает людей к труду, она зовет дехкан к делам. Перемены природы весной усиливают гармонию между природной средой и человеческим обществом, напоминают о необходимости сберечь эту хрупкую красоту природы для будущих поколений.
Рассказы писателя А. Имина «После боя», «Встреча», «На посту» посвящены бойцам революции «трех округов». В них поэт мастерски передал чувство радости, с которой народ встретил крупные успехи революции в Илийском крае. Он анализирует героизм, волю, верность бойцов Национальной армии ВТР. В рассказе «Встреча» автор создал яркий образ активного борца революции Джангази. Он пользовался большой любовью и почетом у людей. Встретившие его обязательно говорили: «Спасибо твоему отцу, за такого сына». За храбрость и героизм Джангази был награжден медалью.
В сборнике стихов и рассказов «Вдохновенные борьбой» А. Имин как демократически мыслящий поэт воспевает передовые революционные идеи, развивает патриотические и гуманистические концепции уйгуров в период существования ВТР.
***
К третьему поколению династии уйгурской интеллигенции относится кандидат философских наук, доцент Баудунов Акбаржан Абдурашитович — внук историка и литературоведа Бахавудуна, сын поэта, журналиста и переводчика Абдурашита Имина. Ученый родился 5 января 1942 года в городе Кульджа СУАР КНР. Акбаржана воспитала его мать Баудунова Ризвангуль. Она вырастила кроме сына трех дочерей. Мать сделала все возможное, чтобы дать Акбаржану образование.
В 1949-1959 годах он учился в Илийской общеобразовательной школе. После окончания школы поступает на учебу на машиностроительный факультет Синьцзянского Университета г. Урумчи. В 1961 году семья Баудиновых переезжает в Кыргызстан. В 1963-1969 годах Акбаржан учится на физико-математическом факультете Кыргызского Государственного университета.
В 1970-1983 гг. работал учителем школы, инженером в различных производственных организациях г. Фрунзе. С 1983 по 1998 гг. он был младшим, затем старшим сотрудником Института философии и права, Отдела дунгановедения и Института экономики и политологии НАН КР. В 1985-1989 гг. является аспирантом – заочником Института философии и права в 1990 г. А. Баудунов успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Этические воззрения прогрессивных уйгурских поэтов – мыслителей I половины XIX века».
С 1998 г. по 2011 г. А. Баудунов – работал на факультете уйгурской филологии и на отделении уйгурской филологии факультета востоковедения Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына (в августе 2011 года факультет закрылся).
Доцент А. Баудунов является автором более 50-и научных и научно – методических работ, в том числе – монографии «Этическая мысль уйгуров I половины XIX века».
В своем сочинении ученый исследует предпосылки формирования и развития этических воззрений уйгурских мыслителей: социально – политическую и культурную жизнь уйгурского общества; истоки формирования этической мысли уйгурских поэтов. Автор подробно анализирует мировоззренческие принципы, категории добра и зла, проблемы смысла жизни, счастья и нравственного идеала, вопросы культуры поведения. В целом в монографии доцента А. Баудунова осуществлен целостный анализ сущности и природы мировоззрения уйгурских мыслителей первой половины XIX века.
Доцент А. Баудунов сочетал научно – исследовательскую работу с педагогической деятельностью, читал лекции по общему курсу философии, по общественно-философской мысли уйгуров, по истории и литературе своего народа. Он издал серию статей по уйгуроведению и опубликовал учебное пособие «Литература уйгуров Кыргызстана». Труды А. Баудунова положительно оценены в отзывах и рецензиях специалистов. Он приобрел заслуженное уважение среди научных деятелей, профессорско – преподавательского состава, аспирантов, соискателей и студентов.
А. Баудунов активно участвует в жизни университета и в деятельности Общества уйгуров «Иттипак» Кыргызской Республики (с 2008 года является редактором газеты «Иттипак»).
Ученый внес важный вклад в развитие общественно – философской, этической и эстетической мысли уйгуров. Уверен, что и в дальнейшем доцент А. Баудунов будет активно участвовать в разработке актуальных проблем уйгуроведения и в воспитании молодежи в духе патриотизма и интернационализма. Накануне 70— летнего юбилея хочется пожелать Акбаржану Абдурашитовичу крепкого здоровья и дальнейших творческих успехов в научной, педагогической и журналистической деятельности.
Династия продолжается… Супруга Акбаржана Фарида Турсуновна окончила женский педагогический институт им.В.В.Маяковского в 1989 году. В настоящее время работает завучем начальной школы в школе-гимназии №2 села Лебединовка и преподает уйгурский язык и литературу в старших классах.
Сын Ильяр окончил Кыргызскую Государственную Медицинскую Академию в 1997 году, работает врачом-ренгенологом в отделении компьютерной томографии в медецинском центре «Неомед».
Дочь Наргиза с 12 лет пишет стихи, которые переодически публикуются в газете «Иттипак», учится на четвертом курсе в Кыргызско-Российском Славянском университете им. Б.Н.Ельцина на гуманиторном факультете, специальность – литературовед, газетный редактор.
В заключение хочется выразить убежденность в том, что с развитием народного образования, науки и культуры роста кадров уйгурского общества династии интеллегенции будут развиваться и увеличиваться.
_____________
Примечания:
1. Баранова Ю. Г. К вопросу о переселении мусульманского населения из Илийского края в Семиречье в 1881 -1883 гг.Труды сектора востоковедения, т. I – Алма-Ата, — 1959.— С.49-50.
2. Пантусов Н.Н. Образцы таранчинской литературы – Казань 1909. – С. 148
3. Или дарияси. – Кульджа, — 1985, №4. -73-б.
4. Гудок: Сборник стихов на уйгурском языке. – Урумчи, — 1983. – С.4
5. «Альманах» (сборник стихотворений). Собрали М. Норузов и Алкам Ахтам – Кульджа, 1947.— С. 12-13.
6. См.: Ибрагимов У.К. Уйгур тарихи – III –к., Ю., 2005— 432-434 –б. Кахарман Хожамберди. Уйгуры. Изд. 2-е, дополнительное. – Алматы, 2010. – С. 514-519.
А. И. Нарынбаев, доктор философских наук, профессор, Почетный академик и член корреспондент НАН КР, Заслуженный деятель науки Кыргызстана, Почетный академик Общественной академии Айтматова
СКАЧАТЬ книгу "Династия уйгурских интеллектуалов" в формате Word
Количество просмотров: 4676 |