Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Художественные очерки и воспоминания
© Кадыров В.В., 2007. Все права защищены
© Издательство «Раритет», 2007. Все права защищены
Произведение публикуется с письменного разрешения автора и издателя
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Опубликовано: 18 ноября 2008 года

Виктор Вагапович КАДЫРОВ

Моя заграница

Рассказ из сборника «Коровы пустыни» об опыте зарубежных поездок автора и о том, что ничего нет лучше Родины

Из книги: Кадыров Виктор. Коровы пустыни. — Бишкек: Раритет, 2007. — 280 с., илл.
УДК 82/821
ББК 84 Р7 ‒ 4
  К 13
ISBN 978‒9967‒424‒55‒5
К 4702010201‒07

 

Для нас, людей, выросших при Советской власти, все иностранцы были посланниками загнивающего капитализма. Они там у себя бесились с жира, а простой народ горбатился или бомжевал на лавках. Исключение составлял соцлагерь. Там были свои, коммунисты.

Помню, в начальной школе на каждом учебнике на форзаце было написано: «Наши дети будут жить при коммунизме!» Дальше шла надпись: «В 1980 году будет бесплатно…» и под ней шли разные картинки. Например, нарисован был автобус и под ним: «Общественный транспорт». Домик и подпись: «Квартиры». Особенно мне нравился рисунок людей с разносами, уставленными блюдами с вьющимся над ними парком – «Обеды в школе и на работе». Мы рассматривали форзацы и считали, сколько же нам будет, когда придет это светлое будущее. Получалось, около 25 лет, не так еще будем стары, поживем при коммунизме! И сердце щемило от гордости за нашу страну.

А на карте мира нас очень огорчало, что так мало на ней красного цвета. Вот Восточная Европа – это наши, Китай – тоже наш, коммунистический. Северная Корея, Вьетнам, конечно же, Куба – любовь моя, остров Свободы, Египет, вроде с нами, Камбоджа, в Конго с Самосой борются. В общем, идет по планете социализм. Жалко нам людей в других странах, капиталистических. Маются они там, капиталисты их угнетают.

А мы светлое будущее строим. Не важно, что хлеб по очереди на каждого человека дают. Вон горчичный появился, желтенький, тот без всякого ограничения продается. Это все временные трудности. Вот уже и целина пошла, кукуруза появилась, в космос полетели! Скоро уже оно, светлое будущее!

А иностранцы, они все поголовно шпионы. Приезжают вынюхивать наши важные тайны. Зачем их вообще в СССР пускают? Пусть сидят по домам, скоро совсем сгниют. Коммунисты везде к власти придут, вот тогда счастье человечества и настанет!

А потом Хрущев врагом народа стал. Позднее мумия Брежнева на съездах в президиуме восседала. Стыдно было слушать его нечленораздельную речь, с причмокиванием и всхлипываниями. Был даже такой анекдот: «Сидят мужики, телик смотрят, им соседи стучат: вы что, порнуху смотрите? Такие звуки, мол. Те: да нет, отчет Брежнева на партсъезде идет!»

На кухнях пошли обсуждения, что-то в стране неладно. Видно, Брежнева менять надо. Но год проходил за годом, а Ильич наш все стоял у руля партии и страны. В 1982 году зима была затяжная, никак весна не приходила. Народ шутил, мол, Леониду Ильичу гадалка нагадала, что помрет он весной. Так Ильич договорился, весны в этом году не будет!

А как Брежнев умер, понеслась смена престарелых вождей у кормила страны. Сначала Андропов с железным порядком, когда закрывали двери в магазины и отлавливали посетителей. Почему не на работе? Проверки загремели по всем кинотеатрам и другим общественным местам. Народ содрогнулся от страха за свое будущее. Но новый генсек оказался вконец больным и долго не протянул. Следом Черненко у руля возник. У него был такой всегда вид, будто его спросили: «А тебя-то за что избрали?», он вскинул плечами вверх, мол, сам не в курсе, да так и остался, со вздернутыми плечиками и вжатой головой. После его скоропостижной смерти народ давай опять шутить. Брежнев-то, вон, сколько у власти стоял, все Политбюро вконец состарилось. Теперь торопятся перед смертью все за руль подержаться, очередность установили, кто следующий. А тут Горбачев влез вне очереди – и понеслось. То социализм с человеческим лицом строим, то пьянству бой. Сухой закон, все по талонам. Даже спички. То идем курсом ускорения, то курсом перестройки.

Я в то время наладчиком работал. Промышленную электронику и автоматику налаживал. Шабашили направо и налево. То есть и на родную фирму работали и успевали и на себя потрудиться. Мы с Сашей Жуканиным в паре работали. Заходили на любое предприятие. Идем к главному энергетику. Автоматика имеется? Нет – сделаем, чего изволите? Есть – наладим, как часы работать будет! Работали и на фабриках, и на заводах. И во Фрунзе, и по всей Киргизии. Ездили искать работу в Казахстане и Узбекистане.

Мне очень нравилось бывать у узбеков. Совсем другой народ! Работали мы в Шахрисабзе – родине Тимура. Древние гумбезы, покрытые голубой глазурированой плиткой, среди них гумбез и самого Улугбека, знаменитого внука Тимура, ученого и астронома. Мечети с резными деревянными колоннами и чинарами в три-четыре обхвата, которым говорят, по четыреста-пятьсот лет! Полуразвалившийся дворец Тимура, который поражает грандиозностью своих остатков. Громадные тутовые деревья с плодами в палец толщиной и сладкими как мед. И люди – удивительно трудоспособные, превращающие пустыню в цветущий сад.

И вот первая поездка за рубеж. Я уже рассказывал немного о ней. Двадцать два дня путешествия почти по всей Англии. Приключения в подземном мире, о них надо рассказывать отдельно. Подводные реки и озера, гигантские провалы и водопады, узкие туннели и затопленные шахты. Но здесь я хочу сказать о другом. Мы попали в параллельный мир! Иные люди, иная жизнь. Земля и небо – вот дистанция между ними и нами. Добропорядочная жизнь, в достатке и в увлечениях. Кто спускается под землю, кто взлетает в небеса, а кто бороздит моря. И нет жалкого существования и постоянной борьбы за выживание, как у нас. Нет такого криминала. В патриархальных городках Англии, где все знают друг друга и все где-то трудятся, просто нет и быть не может криминала! Только в крупных промышленных городах, где живут выходцы из Азии и Африки.

Мы были настолько поражены райской, с нашей точки зрения, жизнью в «загнивающей» Англии, что, вернувшись назад, круто изменили течение наших жизней. Жуканин уехал навсегда в Германию. До поездки он и слышать не хотел о такой возможности. Жена его Катерина была немка и уговаривала Сашку уехать на ее историческую родину. «Хоть убивайте, не поеду к фрицам!» — в запале кричал мой друг. Но после Англии он мне сказал: «Уеду, ради будущего детей. Ты же видел, какая там жизнь». Да, видел и понял: мы так жить никогда не будем. Там культура впитана веками развития и передается людьми по наследству. Между нами пропасть минимум в двести лет, и то при правильном нашем развитии.

Я думал, это мое первое посещение Запада будет единственным. В советское время такие поездки – удел лишь приближенных. А нам просто выпало счастье.

Грянул развал Союза. Полетели в разные стороны мои друзья и знакомые. А у нас борьба за выживание все набирала обороты. За суверенитетом пришла бешеная инфляция. Закрывались производства. Люди верили в светлое будущее и приноравливались жить в новых условиях. Но правительство и депутаты, как будто сговорились напрочь извести родной народ. Только стихийно возник рынок «Дордой» и наладились связи с Китаем, Россией и Казахстаном, как стали придумывать все новые и новые налоги. Пока рынок не стал дышать на ладан. Только пошла продукция Токмакского радиозавода, совместного с южнокорейской фирмой «Голдстар», тут же задавили завод налогами. Корейцы ушли в Казахстан, теперь вся электроника «LG», бывшей «Голдстар», поставляется в Кыргызстан из Алматы. Таких примеров много.

И вдруг, в 1996 году фонд «Сорос-Кыргызстан» начинает учебу киргизских издателей и книготорговцев. И я попадаю на самую крупную книжную ярмарку в мире, проходящую каждый год во Франкфурте-на-Майне.

Это была удивительная неделя. Я словно побывал в сказке. Я увидел столько книг, что голова пошла кругом. Дня три я просто ходил из зала в зал. Проходил стенды, смотрел на книги. Это был шок. Я был подавлен грандиозностью ярмарки, количеством книг, их было сотни и сотни тысяч. Я тонул в этом книжном море. Но вернулся я окрыленный. У меня в голове роились тысячи идей, как наладить книжное дело в Кыргызстане. И опять меня задела сытая и спокойная жизнь в Германии.

1997 год. Я начал издательскую деятельность – выпустил первый журнал о природе и культуре Кыргызстана. Я просто лопаюсь от гордости и спешу во Франкфурт. Там должны оценить мое издание! Только через год я понял насколько плоха полиграфия моего первого детища. В Кёльне я встретился с бывшей моей сотрудницей, которая когда-то продавала книги с лотка около Академии наук. У Нины Кавериной было высшее образование, как и у многих, вынужденных бороться за жизнь после закрытия всех производств и институтов. Путь был один – на базар. Такой шанс им оставила страна.

Нина, как и многие другие, сменила родину. Она любила горы, лыжи, пещеры, друзей, но у нее была дочь и самолюбие. Дочери нужно было будущее, Нине – статус в жизни. В Германии она получила работу по специальности, жилье и уверенность в судьбе дочери.

В 1998 году фонд Сороса помог мне посетить Будапешт и Польшу. Я знакомился с книжным делом этих стран. Видел, как правительства озабочены культурной жизнью своих стран, какие льготы предоставляют издателям и книготорговцам. Видел, как они строят светлое будущее. И яростно доказывал дома, что книгоизданию и торговле нужна помощь. Сильным нашего, киргизского, мира было не до книг.

Я продолжал издавать все новые книги. У них появился свой, узнаваемый стиль, они были предметом моей гордости. Я ждал, что в мире кому-то они будут нужны.

 2001 год. Я больше месяца путешествую с друзьями по Европе: Германия, Голландия, Бельгия, Франция, Италия. Первая наша цель – Жуканин. Радость встречи со старым другом – и первое разочарование в «забугорной» жизни. Там свои проблемы. Безработица, лишенная смысла жизнь на пособие. Боязнь потерять работу, и постоянная нужда доказывать окружающим, что ты такой же, как и они. И постоянная тоска по родным горам и старым друзьям. Оно и понятно, ведь прожита часть жизни, полная романтики и приключений, и нет никакой возможности вернуться назад.

Мы везде посещали знакомых, наших бывших соотечественников. Нигде я не нашел счастья. Люди приехали в страну благополучия за колбасой и благами и остались чужими, как ни старались лезть из кожи. Даже их дети чужие в тех странах. Разве что дети детей, родившиеся на новой родине, будут свои в этом мире. Есть один анекдот про еврея. Что бы он ни делал, все прахом идет. Урожай то сгнивал от дождя, то выгорал от засухи. Еврей ежедневно молился, делал своему Богу подношения, все ждал, что улыбнется ему судьба. Как Иову. Тот тоже страдал, страдал, а потом ему Бог за долготерпение и веру воздал сторицей. А тут нет конца страданиям. Не вытерпел еврей, возопил к Богу, мол, за что?! Тут окошечко в небе открывается. Высовывается Господь и руками разводит: «Ну не нравишься ты мне, что я могу поделать!» Вот так, и наши бывшие люди за рубежом, что ни делают – все не ладится. Хотя, наверное, так не у всех, а у тех, кого я знаю.

Возвращаясь домой, я был твердо уверен, что нигде в мире я не буду себя чувствовать хорошо. Только в родном Кыргызстане. Я что-то значу для него, ведь я делаю то, что умею. Продаю нужные людям книги и издаю то, что им нравится. Я вношу свою лепту в развитие страны. Потому что знаю ее и люблю. Но с каждым годом моя страна становится все дальше от меня. Я перестаю узнавать народ моей страны. Я все больше отдаляюсь от него. Кипят политические страсти, киргизы все громче кричат: «Это наша страна, отдайте ее нам». Мол, янки, гоу хоум!

Мы все родом из детства. В детстве, наверное, останется та страна, которая зовется нашей Родиной. В той, в которой мы родились и верили в свое светлое будущее. Неужели я буду чувствовать себя в Кыргызстане словно в чужом государстве? Неужто здесь будет моя заграница? Хочется верить, что это не произойдет, а жизнь и люди все расставят на свои места.

 

Скачать текст книги «Коровы пустыни»

 

© Кадыров В.В., 2007. Все права защищены
    © Издательство «Раритет», 2007. Все права защищены
    Произведение публикуется с письменного разрешения автора и издателя

 


Количество просмотров: 2637