Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Краеведение; нумизматика / Научные публикации, История / Научные публикации, Этнография, этнология
© Юрий Беляков, 2018. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 21 мая 2018 года

Юрий Павлович БЕЛЯКОВ

Государство Уструшана

(Статья)

Посвящается 150-летию города Сулюкта

 

Уструшана – древняя страна в Средней Азии, которая существовала в раннем средневековье (I-X вв.) на территории северо-восточной части Ферганской долины, по левобережью в среднем течении реки Сыр-Дарья до границ реки Исфара и на юге — вдоль Гиссарского хребта. Это территория современного северо-западного Таджикистана, южного Узбекистана и западного Кыргызстана. В эту же область входила территория современного Лейлекского района, города Сулюкты и западной части Баткенской долины между городами Самарканд и Худженд.

В Согдйских документах, найденных в крепости на горе Муг [(тадж.) Қалъаи Муғ — замок муга; (муги или маги — домусульманские жрецы)], расположенной в верховьях реки Зеравшан (Таджикистан), слово «Уструшана» записано в форме «Истуршан». И по ещё одной версии название государства передавалось в форме «Истаравшан». По мнению исследователя топонимов Уструшаны А.Р.Аюбова, термин «Истаравшан» состоит из двух частей: «ист/р/ — звезда, ангел» и «равшан/рашн — яркий» и означает «светлая звезда» или «яркая звезда».

Столицей Уструшаны был город Бунджикат, располагавшийся на берегах реки Шахристан-Сай, на территории современного посёлка Шахристан на северо-западе Таджикистана. Слово Бунджикат означает «пять домов». Страна была разделена на 18 областей, в ней существовало множество крепостей (около 400). Активному развитию Уструшаны способствовало её выгодное расположение на важном участке Великого шёлкового пути. Высокого уровня достигали ремёсла, металлургия. В этническом отношении (по языку и культуре) уструшанцы были родственны согдийцам, говорили на согдийском и персидском языках, также исповедовали зороастризм, но у них существовал собственный алфавит, отличный от согдийского. 

Согдийцами принято называть народ, который населял территорию Согдианы (предполагают, что это слово имело следующие значения «священный», «горящий» или «чистый»), древнюю историческую область в Центральной Азии, распологавшуюся в восточном междуречье Окса (Аму-Дарья) и Яксарта (Сыр-Дарья), в центре долины реки Зеравшан – от Худженда (Таджикистан) до Бухары (Узбекистан). Представители данной народности разговаривали на одном из диалектов согдийского языка, который принадлежал к восточно-иранской ветви языков.

Длительное время спорным является вопрос о местоположении столицы Уструшаны – Бунджиката, который также привлек внимание дореволюционных русских исследователей. Основываясь на сведениях письменных источников по поводу местоположения города, академик В.В. Бартольд считает, что «…очень вероятно, что остатками столицы Осрушаны следует признать интересные развалины около селения Шахристан, верстах в 25 к юго-западу от Ура-Тюбе». Кроме того, В.В. Бартольд на основе сведений Ибн Хордадбека сделал следующий вывод: «Бунджикат – это и есть Шахристан; от Эски-Сабата дорога ведет не в Шахристан, а в Ура-Тюбе».

Другим наиболее важным городом Уструшанского государства был город Марсманда. Арабский географ и путешественник Абуль-Касим Мухаммад ибн Хаукаль ан-Нисиби в своей книге «Китаб ал-Масалик ва-л Мамалик», написанной под впечатле¬нием от встречи с ал-Истахри и задуманной им как исправленную пе¬реработку труда последнего, пишет, что «это горный город, в котором нет садов и вовсе отсутствуют виноградники, но проточная вода в нём имеется. Сильные морозы препятствуют тому, чтобы в городе были виноградники и сады. Река в нём u широка и сильно замерзает. Но в городе имеются прелестные цветники, луга и восхитительные по расположению и по красоте места». Вблизи города Марсманда и рустака (селения, привязанного к городу) Минк, расположенного в ущелье Дахкат в горном районе Туркестанского хребта, древние рудокопы добывали железо. Этот рудник обеспечивал не только Уструшану и Фергану, но железо оттуда возили также в Хорасан и Ирак. 

Однако вопрос о местонахождении (локализации) этого города до сих пор вызывает много споров. Так, например, академик В.В. Бартольд помещает его в верховьях реки Зеравшан (название которой происходит из персидского слова «Zar-afšān», означающего «разбрасыватель золота или золотоносная»); в верховье — Матча, в низовье – Каракуль-Дарья, протекающей по территории Таджикистана и Узбекистана.

По второй версии учёных и исследователей селение Марсманда располагалось на территории современного города Сулюкта в Лейлекском районе Баткенской области, Так, например, в географическом трактате 982 года неизвестного персоязычного автора повествования «Худуд ал-'Алам мин ал-Машрик ила-л-Магриб» (Границы мира с востока на запад) рассказывается, что там проходили широко известные ярмарки, откуда по округе распространялась продукция из добывающегося там железа: ножи, клинки, военное снаряжение и предметы быта. Эти ярмарки проводились ежегодно в 29 день месяца марспанд или марспант, что восходит к древнеиранскому слову «asman», которое означает «небо, камень, твердь». Это свидетельствует о нахождении города в гористой местности. Вывоз товаров осуществлялся по горным тропам и по самой древней дороге Сулюкта – Испана (Исфана).

Современный город Сулюкта расположен на склоновых участках северных отрогов Туркестанского хребта на высоте 1380 метров над уровнем моря в северо-западной части Лейлекского района Баткенской области. Названии города происходит от слова сулук = сулуу – красивый + үк – именной аффикс = красавчик, красавец, красота + та – древнетюркский аффикс имён прилагательных = красивая местность, что полностью соответствует определению, данному этой местности арабским географом и путешественником ибн Хаукалем в его книге «Китаб ал-Масалик ва-л Мамалик» (Книга путей и стран) . 

До IV века Уструшана входила в состав Согда, В IV – V веках н.э. Уструшана становится самостоятельным владением и в китайских источниках в 435 году упоминается под названием Цао. Правитель Уструшаны носил титул «афшин». Детальный историко-этимологический анализ происхождения этого титула осуществил учёный-филолог В.И.Абаев и доказал, что он произошёл от сохранившегося в осетинском языке слова «äfsin» — хозяйка. Так назывались предводительницы сакско-массагетских племён и позднее этот титул был заимствован соседними племенами Средней Азии, но уже применительно к мужчинам.

С V века и до середины VI века Уструшана входила в состав владений государства эфталитов (белых гуннов). С 560-х годов находилась под властью Тюркского каганата. С ослаблением влияния тюрок в начале VII века, Уструшана стала независимым княжеством, возможно, формально признавая верховную власть ихшидов (княжеских правителей) Самарканда. В это время Бунджикат стал одним из крупнейших городов Средней Азии, важнейшим центром экономики, торговли и культуры региона. 

В период с года создания государства Уструштана и до VIII века в письменных источниках имена правителей не сохранились, но на ряде монет (родовых знаков-тамга), изготовленных в это время, можно различить изображение правителей Чирдмиша, Сатачари и Раханча (VI-VII вв), 

В начале VIII века границ Уструшаны достигли арабские завоеватели. В 738 году уструшанцы вместе с тюрками участвовали в войне против арабов. В 739 году арабский полководец Наср ибн Сайяр заставил афшина Уструшаны Харахурру признать арабскую власть. Но это подчинение было поверхностным, уструшанцы только выплачивали условную дань. Фактически Уструшана оставалась независимой и сохраняла свою религию, не приняв ислам. В 794-795 годах Уструшана передана халифом Харуном ар-Рашидом в управление Фадлу ибн Яхье из рода Бармакидов. В 822 году арабский халиф аль-Мамун организовал новый поход на Уструшану, который возглавил Ахмад ибн Абу Халид аль-Ахвал. Правителем Уструшаны в это время был афшин Кавус, у которого было четыре сына: Хайдпр, Фадл, Хаш и Рашид. Успеху арабского войска способствовали внутренние смуты между сыновьями афшина Кавуса, один из которых — Хайдар оказал помощь арабам. Кавус признал себя вассалом халифа и принял ислам. В 830 году наследником Кавуса на престоле Уструшаны стал Хайдар, но фактически он не управлял страной, а находился в распоряжении багдадских халифов, будучи наместником в различных провинциях и командуя войсками. В 835-838 годах Хайдар (которого чаще именовали по титулу — «Афшин») руководил правительственными войсками при подавлении восстания Бабека. Уструшана была передана в управление представителю рода Саманидов Яхье ибн Асаду, наследником которого в 855 году стал его сын Якуб. В 893 году Уструшана как отдельное владение была ликвидирована Саманидами и включена в состав их державы.

 

© Юрий Беляков, 2018

 


Количество просмотров: 71