Главная / Краеведение; нумизматика / Научные публикации, История / Главный редактор сайта рекомендует
© Литературный Кыргызстан, 2008. Все права защищены
Произведение публикуется с письменного разрешения автора и издателя
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 10 мая 2009 года
Фрунзе советский. 1926-1991
В своей многовековой истории город Джуль – Пишпек – Фрунзе – Бишкек ровно 65 лет носил имя Фрунзе. Это сложное время оставило в облике города свои следы и по-разному сохранилось в памяти его жителей. Автор – краевед и коренной фрунзенец – рассказывает об этом периоде жизни и развития советского города, знакомит читателей с известными и самобытными людьми, о которых сохранилась добрая память, и посвящает ее фрунзенцам, и особенно своим дворовым друзьям и однокашникам.
Книга является продолжением предыдущей книги Владимира Петрова «Пишпек исчезающий», иллюстрирована фотографиями автора, снимками из частных коллекций и архивов.
Публикуется по книге: В.Г.Петров. Фрунзе советский, 1926-1991. – Б.: Литературный Кыргызстан, 2008. – 100 стр.
ISBN 5-86254-041-5
СТОЛИЦА СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ
1 февраля 1926 года город Пишпек становится столицей Киргизской Автономии в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР).
5 апреля 1926 года ЦИК* РСФСР поддержал просьбу трудящихся города и принял решение о его переименовании, утвержденное 12 мая 1926 года на уровне Президиума ЦИК СССР. У города появляется новое имя.
(*ЦИК — Центральный исполнительный комитет, высший орган государственной власти в советских республиках)
И хотя горожане просили назвать город Фрунзеградом, он получает более простое наименование — Фрунзе. Потом оказалось, что в переводе с молдавского, а молдаванином был отец полководца, «Фрунзе» означает «зеленый», и этот эпитет, как нельзя кстати, подходил к небольшому, утопающему в зелени городу.
Революционные преобразования не улучшили облика города. Самовольные постройки — «нахаловки» — возникали во дворах, на пустырях и окраинах. Город не мог обеспечить жильем потоки людей, бегущих в теплые относительно сытые края от голода и разрухи в России, на Украине и в Казахстане. Появлялись целые массивы, застроенные землянками и хижинами, сколоченными из подручного материала. Полы и крыши этих строений обмазывались глиной. Крохотные окна в одно стекло не поднимались выше уровня земли. Только жители этих районов с гордыми названиями «Шанхай», «Париж», «Лондон» находили дорогу в запутанных узких улочках. Во Фрунзе перебирались люди из дальних и ближних аилов. По городским улицам двигались навьюченные верблюды и лошади, перегоняли скот. Во многих дворах устанавливались юрты. Количество безработных в городе с населением 40 тысяч человек достигало 15 тысяч.
Послевоенная Европа тоже переживала затяжной кризис, но интернациональная помощь все-таки прибыла оттуда. Из далекой Чехословакии в поисках работы и лучших условий жизни во Фрунзе приехали около полутора тысяч рабочих с семьями. Они привезли с собой инвентарь, промышленное оборудование, машины. На западной окраине города строились жилые дома и промышленные предприятия. Уже в 1930 году работали мясоконсервный комбинат, механические мастерские и механический завод — будущий «Сельмаш», кирпичный завод, кожевенный завод № 1. суконная, ткацкая и швейная фабрики, деревообделочные мастерские — будущее предприятие «Киргизмебель». В том же году чехословацкий промышленный кооператив «Интергельпо» («Взаимопомощь») посетил Юлиус Фучик. Тот самый публицист Фучик, казненный в 1942 году в берлинской тюрьме, который написал в фашистских застенках «Репортаж с петлей на шее», с вечно живым призывом: «Люди, будьте бдительны! Я любил вас!». Его имя присвоено улице и парку, в закладке которого принимали участие интергельповцы. Есть в городе и улица «Интергельпо». Название это не чешское, не словацкое и не русское. Возможно, это единственная в мире улица с названием на искусственном языке идо — эсперанто, на котором как бы должны были общаться люди после победы мировой революции.
Кооперативом «Интергельпо» был основан «Рабочий городок», расположенный на юго-западной окраине города Фрунзе. В основу планировки «Рабочего городка» была положена радиально-кольцевая структура с несколькими замкнутыми и 24 радиальными улицами, образующими систему мелких веерообразных кварталов. Такая архитектурно-штанировочная новизна не выдержала испытания временем. Поздние застройки нарушили кольцевую геометрию. Похожая судьба и у парка «Звездочка», заложенного в 1926 году на месте бывшего Казенного сада (парк имени Панфилова). Композиция его аллей, выполненная в виде пятиконечной звезды, которую целиком можно было разглядеть только на аэрофотоснимках, полностью разрушена последующими реконструкциями.
Строители «Интергельпо» возводили первые капитальные сооружения города: здание ЦИКа, гостиницу, больницу — все по проектам архитектора Зенкова. «Круглая поликлиника» — оригинальное здание — также была построена интергельповцами.
Были открыты первые детские сады и родильный дом. Вошла в строй небольшая Малая Аламединская гидроэлектростанция мощностью в 410 кВт, и на городских улицах установили 120 электрических фонарей. В конце мая 1928 года открылось регулярное автобусное движение «Дубовый парк — вокзал станции Пишпек». Ежедневно совершалось два рейса по этому маршруту: в 7 часов утра и в 13 часов. В 1934 году появился первый городской маршрут «Горсовет – Хлебокомбинат», по которому курсировали два 15-местных автобуса.
Из среды чешских интернационалистов города Фрунзе выросли известные люди. Среди них руководитель «пражской весны» Александр Дубчек. В шестидесятые годы он возглавил демократические преобразования в Чехословакии. Появление тогда советских танков на улицах восставшей Праги дало первую трещину в дружбе между советским и чехословацким народами, основание которой закладывали в далекие 30-е годы рабочие «Интергельпо». Альпинист и основоположник горного туризма в Киргизии Боривой Маречек — боец армии генерала Людвига Свободы, освобождавший от фашистов Чехословакию. Альпинист и географ, военный топограф Владимир Рацек, распутывавший географическую загадку самого высокогорного узла Киргизии — массива Хан-Тенгри. Кстати, отец Владимира — Иосиф Рацек — оказался в дореволюционном Пишпеке еще во времена первой мировой войны как австро-венгерский пленный. Здесь он проявил себя большим знатоком садово-паркового искусства. В конце 30~х годов при его консультации архитектором В. Змиевским был спроектирован Ботанический сад, а в 1938 году по проекту И. Рацека и Б. Уитца разбит Центральный сквер и проведено озеленение Атбашинского бульвара (Молодая Гвардия).
Первоочередной задачей советской власти была подготовка учителей и образованных кадров для сельского хозяйства. На базе Киргизского института народного просвещения в 1928 году создается педагогический техникум (директор П.К. Юдахин). Среди первых его выпускников были А. Молдыбаев, Г. Айтиев. К. Джантошев, М. Элебаев, К. Маликов, Дж. Боконбаев, А. Осмонов. Все они сыграли большую роль в культурной жизни республики. Их имена носят улицы города. Осмонову и Боконбаеву установлены памятники, именем Гапара Айтиева назван художественный музей, открыт музей-студия, на доме художника установлена памятная доска.
В 1932 году техникум был преобразован в Киргизский государственный педагогический институт, который сначала разместился в четырех комнатах Комвуза. потом институту предоставили здание, где находился педагогический рабфак (дом в саду Терентьева).
В сентябре 1934 года закончилось строительство института на улице Первомайской (Раззакова). Это здание долго, пока не сгорело, служило учебным корпусом женского пединститута.
В 1936 году состоялся первый выпуск учителей (46 человек,13 из них — киргизы). Среди них Б. Джамгырчинов, С. Табышалиев, А. Умурзаков, К. Шатемиров. Все они стали известными учеными. Именами Б. Джамгерчинова и С. Табышалиева названы улицы города.
В 1933 году на основе сельскохозяйственного техникума создаются Зооветеринарный институт и Высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа (Комвуз). При Комвузе начинается строительство трехэтажного общежития. В годы войны в нем размещается командирский состав Одесской школы военных летчиков, а с 1946 года здание занимала Республиканская партийная школа, редакции газет «Ленинчил Жаш» и «Комсомолец Киргизии». В здании самого Комвуза располагалось Министерство сельского хозяйства, а в клубе этого здания проводились концерты и демонстрировались кинофильмы. Позже на месте снесенного здания поднялся мраморный четырехугольник Комитета государственной безопасности.
В 30-е годы активное строительство в городе связывалось с орошением Чуйской долины. В опубликованных «Записных книжках» Андрея Платонова есть запись о пребывании писателя в 1932 году в городе Фрунзе: «Город Фрунзе, гостиница «Центральная» на площади, где Дом правительства, комната №6». Поездка Платонова во Фрунзе подтверждается архивными документами: командировочное удостоверение гласит, что «с 12 сентября по 27 октября инженер А. Платонов командируется в город Фрунзе».
Первый пятилетний план определял развитие молодой Киргизской Республики. Основными задачами народного хозяйства в Чуйской долине было создание свекловичной базы сахарной промышленности, выращивание новолубяных культур — сырья для текстильного и пенько-джутового производства, реконструкция животноводства и увеличение площадей под зерновые культуры. Для решения этих задач планирова¬лись крупное строительство водных объектов на реке Чу и организация эксплуатации оросительных систем водопользователями — собственниками и кооператорами. В это время возрождалось прерванное Октябрьской революцией и гражданской войной строительство Краснореченской и Атбашинской оросительных систем. Было начато сооружение Чумышской плотины. Проект Чумышской плотины, составленный в Москве, вызвал возражения со стороны «Чустроя» — строительной организации, базирующейся в городе Фрунзе. Уточнением вопросов технической документации по строительству плотины и Атбашинской оросительной системы и занимался во время командировки в наш город инженер Андрей Платонов.
Гостиница «Центральная» (архитектор А. П. Зенков, 1927 год), где останавливался Платонов, не сохранилась. Здание находилось напротив Дома правительства и снесено при расширении Старой площади.
Оригинальное сооружение было построено в стиле подражания русскому модерну. В дни пребывания Платонова подобных зданий в городе уже не строили. Начался бум конструктивизма, и в архитектуре воплощались идеи, основой которых было функциональное назначение строений. Конструктивизм, интенсивно развивающийся в московской архитектурной среде, в нашем городе приобретал провинциальный характер, но, тем не менее, дома того периода отличались своими масштабами и монументальностью. Их выделяли прямолинейность форм, огромные оконные проемы, сочетание в конструкциях простых геометрических взаимоотношений кубов, параллелепипедов и цилиндров. Такими зданиями были Дом обороны с кинотеатром (1930 год), школа №3 (1930 год), Дом печати (1931 год). Фабрика-кухня (1931 год). Дом Красной Армии (1932 год), здание Комвуза (1932 год). Почтамт (1934 год), Педагогический институт (1934 год).
Из этих зданий сохранились: Дом печати с типографией (на углу Киевской и проспекта Эркиндык, архитекторы Ю. Б. Дубов, А. Фуртат), закрытый сегодня маской-облицовкой из ракушечника, школа №3 — ныне один из корпусов АУЦА — Американского университета в Центральной Азии, и здание «Чустроя» (архитектор П. Гончаров, 1932 год), сданное в эксплуатацию незадолго до приезда Платонова. Позже, в годы Великой Отечественной войны, в нем формировалась Кричевская стрелковая дивизия, прошедшая с боями от Москвы до берегов Эльбы в Германии. Долгие годы в нем работали редакции газет «Советская Киргизия» и «Кызыл Кыргызстан», а затем республиканское общество «Знание».
В 1932 году на всех объектах «Чустроя» было занято до шести тысяч человек. Аппарат управления, возглавляемый А. С. Урываевым, достигал 200 человек. На стройках «Чустроя» уже работало семь экскаваторов, но основными копателями были рабочие руки. Рабочие обеспечивались жильем, топчанами и матрацами, посудой, дровами и водой. Карточное снабжение продуктами и промтоварами производилось согласно установленным нормам. Не менее четырех раз в месяц предоставлялась баня, больные доставлялись на лечение в город бесплатной подводой. Инструмент, как правило, рабочие имели свой. Ломы и кирки были на вес золота, и говорили, что рабочие чуть ли не спали с ними. Чумышские скаты считались непреодолимым препятствием, и человеку, который никогда не видел трудностей, казалось, что люди «играют около этих скал или с ума сошли». А они возводили новые русла, плотины, каналы, мосты, электростанции.
Отправляя инженера Андрея Платонова в далекую Среднюю Азию, в Госплане СССР подчеркивали, что «таких рек, как Чу, в России много, но те проблемы, которые с нею связаны, делают эту речку исключительной... «Волховстрой», «Днепрострой» — это одна совершенно конкретная задача, и даже их нельзя сравнивать с «Чустроем», где и сахар, и кендырь, скотоводство, цветная металлургия, промышленность, гидроэнергетика — все, что хотите. Это сложнее и труднее. И мы добьемся такого положения, когда Чуйская долина будет собой представлять цветущий край».
Проблема освоения Чуйской долины была столь велика, что одним из первых специализированных учебных заведений Кыргызстана стал Ирригационный техникум водного хозяйства, основанный в 1930 году.
Первоначально он размещался в здании «Облводхоза» по улице Первомайской, 84. Ныне на этом месте располагается Государственный исторический музей. Первым директором техникума был Мамутбеков. В 1935 году техникум преобразовали в гидромелиоративный, и долгое время он находился в одноэтажных строениях по улице Льва Толстого. В 1954 году специально для гидромелиоративного техникума было построено здание по проекту архитектора Е. Г. Писарского. Впоследствии техникум стал политехническим, и часть здания в настоящее время занимает МУК — Международный Университет Кыргызстана.
Платонов был свидетелем строительства в городе Фрунзе первого трехэтажного жилого дома — общежития для специалистов «Облводхоза» и «Чустроя». Огромный трехэтажный прямоугольник в стиле конструктивизма поднимался там, где сегодня находится Кыргызский драматический театр. По замыслу архитекторов, говоря словами Платонова, это было не просто здание, в котором «живут лишь из-за непогоды». Это «общепролетарский дом», где люди должны были «нескучно жить здоровым огороженным способом», дом, в котором и «детство взрастет, радость сделается мыслью, и будущий человек найдет себе покой в этом прочном доме, чтобы глядеть из высоких окон в простертый, ждущий его мир». Горожане прозвали дом «Коробочкой», и ему не было бы износу, но при «благоустройстве» центра дом был снесен. В этом «пролетарском» доме и в примыкающих к нему бараках нового советского типа выросли писатель Map Байджиев, архитектор Рашида Кузьменко, инженер Валерий Шахназаров, ученый-садовод Игорь Солдатов.
Следующим этапом орошения Чуйской долины было строительство Большого Чуйского канала (БЧК). И одно из самых крупных зданий города — управление «БЧКстрой» было сооружено на углу улиц Кирова (Абдумомунова) и Советской (Абдрахманова) в 1940 году (архитекторы Ф. П. Стеблин С. X. Саакян).
Одно время в этом здании размещались Фрунзенский обком партии и облисполком. Сегодня здесь работают редакции газет «Слово Кыргызстана» и «Кыргыз Туусу».
События гигантских советских строек были отражены Платоновым в романах «Котлован» и «Чевенгур». Он использовал личные наблюдения в своих очерках и мелиоративно-технических записках, посвященных в основном планам «ремонта земли» и развитию коллективного хозяйства. А образы героических строителей новой жизни писатель видел среди покорителей реки Чу, в том числе и в начальнике «Чустроя» А. С. Урываеве, и в главном инженере С. В. Семенове, и в руководителе изыскательских работ К. Л. Болдыреве. Они стояли у истоков энергетики, ирригации и гидростроения Киргизии.
О жизни Андрея Платонова — талантливого русского писателя — слагались легенды. Говорили, что он в молодости нищенствовал и пил. На самом деле, инженер-гидромелиоратор и изобретатель, он долгие годы занимался производственной работой и, как специалист, в блистательных текстах аккуратно отражал свои технические знания. И, как отмечал сам писатель, он, словно «поэму, описывал труд, человека, и что может от этого произойти, когда труд поется, как песня, как любовь».
Краткое знакомство писателя с нашим городом оставило след в его творчестве. После поездки в Среднюю Азию Андрей Платонов начинает работу над историческим романом «Македонский офицер», действие которого здесь и происходит, но, к сожалению, роман не был закончен.
Вклад инженера Платонова и его современников в освоение земель Чуйской долины велик. Что из себя тогда представляла эта долина? Заболоченную полупустыню, иссеченную оврагами и каменистыми руслами пересыхающих рек. Советский народ построил на реке Чу плотины и каналы, оросил и освоил тысячи гектаров земель, создал современные города и поселки. Мы и сегодня еще продолжаем собирать плоды из того сада, свидетелем и летописцем закладки которого был инженер и выдающийся русский писатель Андрей Платонов. И стоило человеку отойти от поднятой им же земли — пустыня возвращается вспять, грунтовые воды оживляют болота, поверхность приобретает прежний профиль, животные и растительность обретают дикие формы, а человек нищает.
Задачи и темпы строительства с каждым годом возрастали. Остро ощущался недостаток строителей, дорожников, архитекторов, и в 1930 году в городе Фрунзе открывается строительный техникум (первый директор П. И. Победоносцев). С этого времени республика начинает подготовку своих специалистов-строителей. Этот техникум окончил и будущий министр строительства Кыргызстана С. С. Садыгалиев, именем которого названа одна из улиц города. Сначала занятия проводились в бараке, а с 1932 года — в новом двухэтажном учебном корпусе. Здание было построено Всероссийским государственным объединением стройиндустрии «Росстрой». Оно существует и ныне на углу улиц Логвиненко и Льва Толстого. Во время войны в нем размещалась Одесская школа летчиков, а рядом находились авиамастерские, где ремонтировали поврежденные в боях фронтовые самолеты «Як-3».
Городские улицы были в ухабах и выбоинах. В жару поднималась пыль, в дожди — непролазная грязь. Начались работы по благоустройству дорог. Мостовые засыпались гравием, покрывались булыжником. Благо, стройматериала было в изобилии в руслах рек Ала-Арча и Аламедин. Булыжные мостовые сегодня скрыты под слоем асфальта и их остатки можно увидеть в траншеях во время ремонтно-строительных работ на подземных коммуникациях города.
В 1932 году в старом русле реки Ала-Арча к югу от парка «Звездочка» силами молодежи был построен Городской стадион. Начало спортивного движения связано с именами Атаходжаева, В. Ф. Балина, Г. Н. Петрова. На стадионе проводились военно-спортивные игры, футбольные матчи и даже хоккейные турниры. Каток на футбольном поле стадиона заливался каждую зиму.
Важным событием было создание в городе в 1933 году Горзеленстроя. У зеленого наряда города появился хозяин. Восстанавливалась арычная сеть, подсаживались молодые деревья на месте спиленных и высохших. Через 15 лет после Октября деревья на Дзержинке начали вновь поливаться. Это хорошо видно по годовым кольцам на спиленных деревьях — с 1917 года прироста не было. Оказывается, от переворотов страдают не только люди, но и природа. Всю жизнь отдали озеленению города П. Д Жердев и М. М. Давыденко. Создавались новые парки, скверы, аллеи. И когда разбивали парк на месте снесенного кладбища, Павел Данилович Жердев в интервью А. Тузову сказал, что самое красивое дерево он посадил над могилой своего отца.
В 1935 году в Карагачевой роще организовывается Парк культуры и отдыха. Здесь были проложены дорожки, разбиты цветочные клумбы, построены танцплощадка, фонтаны. Вход в парк со стороны улицы Алма-Атинской (Усенбаева) был оформлен монументальной аркой, где размещались торговые киоски, шахматный клуб, читальня. Через громадные ворота фрунзенец входил как бы в семью вождей. Во весь рост стояли скульптуры Ленина, Сталина и их соратников. Вообще, строительство арок с массивными колоннами и бельведерами имело практическое значение: в них устраивались кассиры, собирающие дань за вход с отдыхающих — вплоть до 60-х годов посещение парков было платным. Парки, в частности «Звездочка» Дубовый, были обнесены массивными металлическими решетками. В Карагачевой роще сплошной ограды не было, территория была уж очень большой – около 200 гектаров. В 1939 году здесь построили Комсомольское озеро, дорогу по улице Алма-Атинской заасфальтировали одной из первых в городе.
Парк стал местом массовых гуляний. Но Отечественная война остановила культурное строительство, а затем Большой Чуйский канал рассек парк на две части и отрезал наиболее живописный и освоенный участок от основного массива рощи. Парк был заброшен, сооружения разрушены, и на их развалинах поднялись современные постройки.
1 января 1935 года в городе Фрунзе состоялось открытие Картинной галереи. Художник С. М. Чуйков получает из фондов московских музеев семьдесят две классические работы русских мастеров. Еще были закуплены около сорока работ местных художников. Эти картины и составили первую экспозицию галереи. Для здания музея удалось восстановить полуразрушенную большевиками Никольскую церковь в Дубовом парке. И с тех пор в этом храме духовности можно было не только увидеть картины художников академической школы, но, например, и выставку Афанасия Шубина, здесь же звучала гитара Алексея Агибалова. Сейчас Кыргызский государственный музей изобразительного искусства имени Гапара Айтиева находится в новом строении. Но старое здание сохранилась, и его история продолжается.
Дом, где находится музей Чуйкова на улице Южной (Чуйкова), был построен как студия-мастерская в 1937 году. В нем жил и работал венгерский скульптор Ласло Мессарош. Он участвовал в оформлении художественного панно в залах железнодорожного вокзала, выполнял эскизы фризов для Дома правительства. Его руками изготовлены декоративные плафоны и резные двери зала заседаний в этом здании. Другой венгерский художник Бела Уитц работал над художественными фресками и монументальными портретами, которые должны были украсить Дом правительства. Но творческая деятельность художников была прервана.
Волна репрессий, прокатившаяся по Советскому Союзу, обрушилась и на город Фрунзе. Был отозван в Москву и расстрелян как враг народа Морис Львович Белоцкий, три года возглавлявший партийную организацию республики (При нем город начинает обретать цивилизованный облик. Особенно велика роль М. Л. Белоцкого в культурном строительстве. Он участвовал в организации творческих союзов художников, актеров и архитекторов, при нем были созданы музеи и театры, началось интенсивное строительство школ, техникумов и институтов). Были арестованы и казнены многие партийные деятели, работники науки и искусства, в том числе и ученые-лингвисты Е. Д. Поливанов и К. Тыныстанов, был посажен в тюрьму поэт А. Токомбаев, изгнаны из института тюркологии И. Батманов и Х. Карасев.
Большое значение для развития города имело завершение строительства железной дороги. Хотя первый поезд пришел на станцию Пишпек еще в 1924 году, пассажирское движение со станции Фрунзе (Пишпек-II) началось лишь через шесть лет, и еще долгие годы поезда прибывали на станцию к простой деревянной платформе. И только в 1938 году завершилось строительство вокзала (архитектор Е. Лимарь). Зеленые аллеи бульвара Дзержинского (Эркиндык) выводят на Привокзальную площадь.
Здание вокзала поднялось на естественном возвышении. Три широкие лестницы с площади поднимаются к перрону и центральному входу вокзала. В оформлении интерьера здания принимали участие скульптор Л.Мессарош и художник Л. И. Игнатьев. Как парадные улицы города, одними из первых покрываются асфальтом Привокзальная площадь и улица Дзержинского.
В конце тридцатых годов, по инициативе архитектора Георгия Александровича Градова, организовывается Киргизское отделение Союза архитекторов СССР. Город еще не имеет генерального плана, и застройка ведется выборочно среди ветхих строений, в основном придерживаясь сложившейся прямоугольной системы городских кварталов. Первые попытки осуществить генеральную планировку и реконструкцию города Фрунзе полностью реализованы не были (архитекторы Н.Н.Смирнов, Г.Д.Бабак, при консультации академика И. В. Желтовского). Было произведено укрупнение кварталов, перекрыли новыми домами улицы Красноармейскую, Калинина, Энгельса, Горького, Крупской и другие. Был создан новый бульвар — Атбашинский (Молодая Гвардия), началось благоустройство центра (архитектор Г. А. Градов). Выше железной дороги на сплошных галечниках поймы реки Ала-Арча, разбили зеленые кварталы Ботанического сада (основатели И. В. Выходцев, Е. В. Никитина, Г. П. Свищев, 1939 год). Парковая часть сада и цветники расположились на 20 гектарах. Все работы проводились вручную, подводами завозили землю, растаскивали валуны и булыжники. С разных концов света в этот музей растений под открытым небом собирались семена, черенки, луковицы, саженцы. Была создана уникальная коллекция дикорастущих тянь-шаньских сортов яблонь, груш, алычи, винограда. Отсюда, из этого парка, декоративные деревья ореха маньчжурского, ясеня согдийского, березы туркестанской вышли на улицы нашего города, в санатории и пансионаты Иссык-Куля. В наши дни большая часть «старой» территории ботанического сада занята городскими застройками, часть передана под городской парк Дружбы (ныне парк Ата Турка). Но ботанический сад имени Э. 3. Гареева продолжает жить, и его новая территория площадью более 150 гектаров располагается на правом берегу реки Аламедин, в юго-восточной части города.
Провозглашение в Советском Союзе всеобщего образования явилось толчком к строительству учебных зданий и студенческих общежитий. В различных районах города строились десятки школ. Главным образом, они сооружались по типовым проектам: двухэтажные, с большими классными комнатами и широкими коридорами. Обязательным атрибутом таких общественных зданий стала декоративная скульптура типа «Девушки с веслом». У парадных дверей школ и техникумов учащихся встречали мужские и женские гипсовые изваяния, читающие книги, у входов в театры, музеи и клубы -смотрящие вдаль летчики и танкисты, на стадионах и в парках — ныряющие пловчихи в купальниках и забивающие голы футболисты.
Для рядовых советских работников и деятелей искусства и науки среднего уровня строились несколько «окультуренные» бараки с квартирами, имеющими отдельный выход на общую веранду. В это же время в городе собрали несколько двухэтажных каркасно-деревянных домов. Более современные жилые дома в два и три этажа, построенные по проектам архитекторов А. Альбанского, В.3миевского, П. Иванова, С. Саакяна, поднялись на улице Атбашинской (Молодая Гвардия) и Советской.
В архитектурном оформлении фасадов этих зданий использовался киргизский национальный орнамент, появились лоджии, имеющие, с учетом климатических условий, вид легких ажурных беседок. Сегодня первоначальный облик этих домов сильно нарушен. Фасады обезображены однообразной побелкой, от резных орнаментов не осталось и следа, лоджии наглухо замурованы. Особенно сильно поздними пристройками изуродован дом на углу проспекта Эркиндык и улицы Токтогула, в нем был знаменитый магазин «Нан-Хлеб». Может быть, лучше всего задуманный архитекторами облик сохранили сегодня здания тех лет: Музыкальная школа (архитектор П. П. Иванов, 1939 год) и Зубоврачебная школа на улице Логвиненко (архитектор Г. X. Саакян, 1940 год). На здании установлена мемориальная доска профессору Борису Федоровичу Малышеву — основателю кафедры патологической анатомии мединститута. В этом же здании во время войны работали институты биохимии и физиологии растений Академии наук СССР, возглавляемые А. Н. Бахом и В. А. Энгельгардом.
Характерное здание с каланчой по улице Советской задумывалось как многофункциональный Дом пожарных, в котором сплоченный пожарным делом коллектив мог жить, работать, учиться и отдыхать. Здесь были гаражи, служебные помещения, классы для занятий и спортивный зал. В центре здания возвышалась труба котельной, декорированная под башню-каланчу со смотровой площадкой. Располагалась новая «пожарка» у южной окраины города в самой возвышенной его части.
Отсюда далеко были видны крыши одноэтажного города. Рядом находился железнодорожный переезд и самые пожароопасные объекты — лесотарный склад и нефтебаза. Но этому зданию не пришлось выполнять предназначенных ему функций. С начала Отечественной войны в нем разместились учебные кабинеты харьковского мединститута и жили эвакуированные преподаватели с семьями. Потом в доме открыли клуб, спортивную школу, здесь же приютился районный суд.
Сегодня кажется странным, что такое эффектное здание как мединститут (архитекторы Ф. П. Стеблин, С. X. Саакян, 1939 год) своим лицевым фасадом, с изящной дугой колонн, смотрит во двор. Случилось так не по ошибочной привязке. В 40-е годы улица Логвиненко служила парадным выездом из города в сторону гор. Она застраивалась учебными и административными зданиями, а перед мединститутом замышлялась открытая в сторону парадной улицы площадь, замкнутая белоснежными колоннами института, а над ними возвышались такие же белоснежные горные вершины. На площади разместился студенческий спортивный городок, но потом все было застроено больничными зданиями института кардиологии. И мединститут как бы оказался повернутый задом к современным строениям улиц Тоголока Молдо и Московской.
В северном крыле здания мединститута располагалась клиника болезней уха, горла и носа имени А. Л. Брудного. Выпускник Петроградского мединститута Абрам Львович Брудный на всю жизнь связал себя с Киргизией. Он приехал во Фрунзе в далеком 1926 году, организовал небольшой лечебный уголок в единственной городской больнице, создал первоклассную клинику, лабораторию, кафедру в медицинском институте. С начала войны он работает в эвакуационных госпиталях. Врач достиг выдающихся результатов, возвращая бойцам слух после тяжелых ранений и контузий. Находясь в глубоком тылу, А. Л. Брудный был награжден боевым орденом Красной Звезды и орденом Трудового Красного Знамени. С глубокой благодарностью его помнят тысячи исцеленных людей и столько же благодарных учеников. Небольшой домик на углу улиц Киргизской (Орозбекова) и Калинина (Чокморова), где жил выдающийся врач и ученый, не сохранился, но остались клиника и кафедра в Медицинской академии, созданные профессором.
В этом же здании работала клиника А. Н. Круглова. Этот замечательный врач-хирург поднимал на ноги самых безнадежных больных. В годы Отечественной войны он остался на оккупированной территории, спасал жизни людей, в том числе и в немецких госпиталях. А после освобождения был сослан в наш город. Горожане помнят Круглова не только как доктора, но и как страстного мотоциклиста с седой бородой, гоняющего по улицам на старой мотоциклетке.
Незадолго до войны в городе возводятся несколько выдающихся зданий — Дом наркоматов или Дом правительства (архитектор Ю. В. Дубов, 1936 год), кинотеатр «Ала-Too» со зрительным залом на 600 мест (архитектор В. Калмыков, 1938 год), «БЧКстрой» (архитекторы Ф. П. Стеблин, С. X. Саакян,1938 год), родильный дом №1, жилые дома для сотрудников НКВД и ЦК (архитекторы С.Х. Саакян, П. П. Иванов, А. М. Альбанский,1939,1940 годы), Летний театр на 800 мест (архитектор Г. А. Градов, 1940 год), телеграф с телефонной станцией на четыре тысячи номеров, трехэтажная баня (архитектор П. П. Иванов, 1941 год).
В центре города было уже два стадиона. В архитектуру возвратились декоративные элементы и украшения. Конструктивизм все еще довлеет над зодчими, но теперь прямоугольники зданий соединяются арочными проемами или портиками с фронтонами и аттиками. На фасадах выделяются полуколонны и псевдобалконы. На самом верху административных зданий устанавливаются государственные символы -гербы Советского Союза и Киргизской ССР.
К началу сороковых годов город Фрунзе приобретает лицо, достойное столицы советской республики. В нем проживает около 100 тысяч человек.
(ВНИМАНИЕ! Выше опубликовано начало книги)
Открыть заархивированный полный текст книги с иллюстрациями в формате PDF (WinRAR, 8,7 МБ)
См. также книгу В.Г.Петрова "Пишпек исчезающий. 1825-1926"
© Петров В.Г., 2008. Все права защищены
© Литературный Кыргызстан, 2008. Все права защищены
Количество просмотров: 19094 |